88

Электронные пломбы — современный, надежный и экономичный источник первичной информации для Национальной цифровой транспортно-логистической платформы (СПЕЦПРОЕКТ 215 ЛЕТ ЕДИНОМУ ТРАНСПОРТНОМУ ВЕДОМСТВУ И ТРАНСПОРТНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ РОССИИ | 20 ЛЕТ РОСАВТОДОРУ | ЖУРНАЛ ТСР № 206)

Электронные пломбы — современный, надежный и экономичный источник первичной информации для Национальной цифровой транспортно-логистической платформы
ЭЛЕКТРОННОЕ ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО «БИГЛОК»
Министерством транспорта Российской Федерации развернута работа по созданию Национальной цифровой транспортно-логистической платформы, которая будет выступать интегратором данных о транспортной отрасли. НЦТЛП также призвана объединить существующие и перспективные цифровые логистические сервисы.

Одним из таких сервисов является прослеживаемость грузов.

Источником сведений для данного сервиса являются внешние информационные системы государственных и частных компаний, которые, в свою очередь, получают информацию из первичных источников — электронных устройств контроля, используемых для отслеживания грузовых перевозок.

Среди последних наибольшее распространение получили электронные пломбы (рис. 1) и «навигационные пломбы» (электронные фальшпломбы). Электронные фальшпломбы (рис. 2) планируют активно применять контрольно-надзорные органы для выявления случаев несоблюдения таможенного и другого законодательства на национальной территории, а также охранные структуры на транспорте, которые используют их, как и контрольно-надзорные органы, в качестве дополнительного к пломбе грузоотправителя контрольного устройства. При этом в качестве пломбы грузоотправителя в ходе перевозки применяют механические или электронные пломбы.

Стоит отметить, что электронные пломбы широкого применения в практике грузовых перевозок пока не получили. Главной причиной, препятствующей практике применения электронных пломб, многие участники рынка называют их высокую стоимость.

С этим нельзя согласиться. Это следствие.

Причина в другом — в отсутствии условий для их массового применения. Стоимость напрямую зависит от объемов производства и реализации. При массовом производстве и наличии конкуренции среди производителей стоимость устройств будет снижаться.

Вместе с тем необходимо отметить, что даже при многомиллионном производстве электронных пломб их стоимость будет выше стоимости механической пломбы не только из-за себестоимости производства, а прежде всего потому, что электронные пломбы представляют потребителю совершенно новые функциональные возможности, которые недоступны механической пломбе. Основные среди них следующие:

• дистанционный автоматический контроль отсутствия доступа к грузу;

• мониторинг местоположения транспортного средства и груза в круглосуточном режиме;

• контроль потребительских качеств груза в режиме реального времени;

• возможность применения в технологии смарт-контракта, где электронная пломба выступает источником первичной, достоверной и юридически значимой информации и может быть использована дополнительно к охранной функции для решения задачи идентификации операций прослеживаемости грузов.

В настоящее время существуют различные подходы к регулированию цен на услуги прослеживаемости с применением электронных пломб и «навигационных пломб» (электронных фальшпломб).

Планируемые к установлению тарифы использования «навигационных пломб» (электронных фальшпломб) в рамках Соглашения о применении в Евразийском экономическом союзе навигационных пломб для отслеживания перевозок могут привести к удорожанию стоимости перевозки в среднем на 20% на каждый перевезенный контейнер потому, что национальные операторы являются монополистами. По мнению специалистов ГК «СТРАЖ», рынок будет заинтересован в данной услуге, если ее стоимость не будет превышать 3–5% от стоимости услуги по транспортировке единицы подвижного состава (контейнера) по маршруту. Как показывает практика, это может быть обеспечено только при условии, если на рынке существует конкуренция среди производителей, а конструкция устройств допускает их одноразовое применение.

И еще один вопрос заслуживает особого внимания. Это вопрос о способе управления электронным устройством контроля.

Для управления электронной пломбой не требуется никаких дополнительных устройств: электронная пломба автоматически переходит в режим охраны после ее установки на запорный узел транспортного средства с регистрацией на сервере.

В личном кабинете отображаются время, координаты, заряд батареи и другие параметры.

«Навигационная пломба» (электронная фальшпломба) после установки на запорный узел транспортного средства для включения требует авторизации через электронный ключ (карту), и далее следуют манипуляции с помощью мобильного терминала (смартфона, планшета). Как показывает опыт, если есть ключ, то рано или поздно обязательно появится отмычка или ключ будет похищен (скопирован). Это означает, что электронная фальшпломба из-за наличия устройств управления может быть скомпрометирована, и по этой причине технология ее применения имеет уязвимость.

В итоге большинство экспертов сходится во мнении:

• электронные пломбы имеют значительные преимущества перед «навигационными пломбами» (электронными фальшпломбами), так как гарантированно обеспечивают решение задачи контроля несанкционированного доступа к грузу, не имеют конструктивных уязвимостей, универсальны в применении и их использование обходится, как правило, значительно дешевле;

• в целях снижения финансовой и административной нагрузки на перевозчиков и обеспечения функционирования сервиса прослеживаемости грузов необходимо исключить ситуацию, при которой перевозка одновременно отслеживается двумя электронными устройствами: «навигационной пломбой» и электронной пломбой грузоотправителя;

• «навигационные пломбы» функционально являются трекерами и выполняют вспомогательную роль контроля при перемещении на ограниченном парке транспортных средств отдельных категорий товаров повышенного риска или санкционных групп товаров. Расширение сферы их применения на иные группы товаров, следующие под таможенным транзитом, нецелесообразно, так как приведет к необоснованному удорожанию перевозки и дублированию контрольных функций, выполняемых электронной пломбой грузоотправителя, и поэтому избыточно.

Таким образом, указанные обстоятельства позволяют надеяться, что электронные пломбы получат заслуженное признание и массовое внедрение на транспорте при обеспечении функционирования Национальной цифровой транспортно-логистической платформы.

Рис. 1. Электронная пломба
Рис. 1. Электронная пломба

Рис. 2. Электронная фальшпломба, или «навигационная пломба»
Рис. 2. Электронная фальшпломба, или «навигационная пломба»
Организация: Страж
Отрасль: Производство оборудования и услуги
Тренд: Цифровизация транспорта
Дата: 2024-06-07 10:00:00
Номер журнала: 206
Спецпроект: 215 ЛЕТ ЕДИНОМУ ТРАНСПОРТНОМУ ВЕДОМСТВУ И ТРАНСПОРТНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ РОССИИ | 20 ЛЕТ РОСАВТОДОРУ
 

Поделиться в соцсетях:

Поделиться на электронную почту:
       



Сетевое издание «ТСР (Тренды. События. Рынки)» (12+). www.tsrmedia.ru. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-86612 от 26 января 2024 г. Учредитель: ООО «Группа компаний «Парад событий» (ОГРН 1169658042070). Редакция: mail@tsrmedia.ru, +7 (343) 22-777-19

Подробная информация об издании

© ООО «Группа компаний «Парад событий»

31 ДЕНЬ 137813
20550
24 ЧАСА 4676
1081
Анализ сайта