Силой электричества да с ветерком | Группа компаний «Канопус» (ТСР № 190)

Именно в Миассе находится производственная площадка Группы компаний «Канопус» (головной офис расположен в Златоусте) — предприятия, которое по праву относится к числу ведущих российских разработчиков и производителей электрооборудования для трамваев и троллейбусов, энергосберегающего оборудования для городского электротранспорта и энергохозяйства.
Промышленные площадки Группы компаний действуют не только в Миассе, но и в Златоусте, Санкт-Петербурге, Москве.
В этом году компании исполнилось 30 лет, а отмечает она юбилей новым крупным проектом — совместной с ЮУрГУ разработкой грузового электромобиля по заказу АЗ «Урал». Работа началась еще год назад, и не так давно экспериментальная модель уже успешно прошла испытания.
От Улан-Удэ до Москвы

В том, что столь серьезный проект доверили именно «Канопусу», нет ничего удивительного — специалисты предприятия трудились над созданием тягового и вспомогательного электрооборудования для новых трехсекционных трамваев, которые поставили в Москву (только в столице их не менее 504), Санкт-Петербург, Ижевск, Пермь, Улан-Удэ, Краснодар, Красноярск, Екатеринбург. Троллейбусы покупают СанктПетербург, Иваново, города Сибири.
«Мы с разной степенью участия делаем электронику для машин разного ценового сегмента. Это полный комплект электрооборудования — от тягового оборудования, приводов дверей, тормозов, кондиционирования до оснащения кабины и салона, — рассказывает генеральный директор Группы компаний «Канопус» Александр ГОРБАТОВ. — И качество нашего оборудования ценят по достоинству. Интересно, что современные трамваи имеют рабочее место водителя, как из фантастических фильмов: они оснащены 15 видеокамерами, есть система распознавания лиц, система приоритетного пересечения перекрестков и многое другое. И во всем этом есть труд специалистов «Канопуса».
Батарея как ключевой элемент

Накопленный опыт позволил предприятию успешно справиться со сложной задачей. Конечно, предстоит еще доработка, но экспериментальная модель грузового электромобиля показала свою эффективность.
Электроплатформа на базе автомобиля АЗ «Урал» с электрической силовой установкой с питанием от аккумуляторных батарей и интегрированное зарядное устройство с питанием от генератора двигателя внутреннего сгорания, работающего на сжиженном природном газе. Привод ведущего моста осуществляется от электродвигателя за счет накопленной в тяговых батареях электрической энергии. Запаса электрической энергии тяговых батарей на данном образце хватает на 100 километров пути. Генераторная установка на имеющемся на борту запасе сжиженного газа способна обеспечить запас электрической энергии еще на 400–500 километров.Это лишь первая модель из линейки.
Затем предстоит разработать грузовой электромобиль без двигателя внутреннего сгорания — полностью на электрической тяг. Его запас хода без подзарядки будет составлять до 300 километров. Наконец, третья модель — это грузовой автомобиль с водородными топливными элементами.
«Основной показатель при изготовлении любого массового автомобиля, а тем более электромобиля, — это технологичность сборки, а для потребителя важен функционал и удобство зарядки, — уверен Александр ГОРБАТОВ. — Заряжать батарею для грузового электромобиля можно через обычный разъем — зарядная станция для этого не нужна.
На модели сейчас установлен типовой двигатель «Урала», который служит зарядным и подпитывающим устройством для батареи. В дальнейшем в буфер можно встраивать и другие топливные элементы, например водородные.
Батарею грузового электромобиля оснастили системами подогрева и охлаждения, чтобы оборудование не зависело от капризов погоды. Постарались максимально упростить управление для водителя.
Конечно, некоторое обучение требуется. По сути все похоже на управление автомобилем с автоматической коробкой передач, так как есть педали газа, тормоза и селектор режимов. Готового решения по селектору режимов не было, поэтому был адаптирован контроллер движения трамвая.
В целом батарея — ключевой элемент любого электромобиля. Пока в России используют батареи китайского и корейского производства, но Госкорпорация «Росатом» уже начала строительство в Калининградской области завода по производству отечественных батарей — там будут выпускать аккумуляторные ячейки. Представители госкорпорации уже побывали в Миассе, пообщались со специалистами Группы компаний «Канопус».
«Мы постоянно находимся в поисках очередных разработок, — объясняет Александр ГОРБАТОВ. — Например, изучаем батарею нового типа, которую можно поставить на трамваи.
Это позволит ему проезжать несколько километров без контакта с сетью. Данная разработка особенно актуальна для крупных городов, где много перекрестков и площадей загромождены элементами контактной сети, что значительно ухудшает их внешний вид.
Предстоит также повысить безопасность батарей. К слову, эта задача стоит перед всеми создателями электромобилей. В России также приходится учитывать и вопрос сырья — того же лития, который идет на производство батарей и аккумуляторов.
В нашей стране месторождений лития практически нет.
Бесшумные и экологичные

Где же можно применять грузовой электромобиль? В первую очередь в городах, где для ряда целей (например, для коммунальных служб, аэродромов) необходимо использовать грузовые автомобили, но обычные модели для этого слишком шумные и загрязняющие воздух. Грузовой же электромобиль почти бесшумен и экологичен. Представители коммунальных служб очень заинтересованы в появлении грузовых электромобилей.
Так что есть большая вероятность, что миасское предприятие и его партнеры станут одним из основных поставщиков электромобилей. Для этого в Миассе и его окрестностях есть все возможности: на самом деле здесь уже сложился настоящий технопарк из различных машиностроительных и вспомогательных предприятий.
Группа компаний «Канопус» уже обеспечена заказами на год вперед, потребители знают, что работа будет выполнена качественно и в срок. Выполнять заказы и реализовывать новые смелые проекты помогает и наличие опытных кадров. Это инженеры-конструкторы, программисты, электромонтажники радиоэлектронной аппаратуры, регулировщики и многие другие.
«У нас работает немало выпускников ЮУрГУ, с этим вузом у нас давние отношения, которым не один десяток лет, — рассказывает Александр ГОРБАТОВ. — Мы также и сами готовим кадры. Когда работа интересная, человека можно научить многому, и отдача будет велика. И гордость появляется: наши сотрудники даже по звуку могут отличить машину и вагон, где используется наше оборудование, от других.
Не исключено, что уже в близком будущем грузовые электромобили станут такой же визитной карточкой автомобилестроения Челябинской области, как обычные грузовые, и большая заслуга в том будет принадлежать Группе компаний «Канопус».


Организация: | Канопус, ГК |
---|---|
Отрасль: | Автомобилестроение |
Тренд: | Электродвигатели |
Дата: | 2023-02-26 12:28:24 |
Автор: | Михаил ИЛЬИН |
Номер журнала: | 190 |
Спецпроект: | 50 ЛЕТ ГУБЕРНАТОРУ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ А. Л. ТЕКСЛЕРУ |