— Компания основана в 1996 году и уже более 25 лет разрабатывает и производит молниезащитные устройства. Первым продуктом, с которым «Стример» в 1998 году вышел на рынок, был РДИП — длинноискровой петлевой разрядник для защиты воздушных линий (ВЛ) 6 и 10 кВ.
Сегодня в компании работает порядка 230 человек, треть из которых занята научно-техническими разработками. Многие из наших исследователей, разработчиков, производственников — уникальные специалисты. Благодаря им наша молниезащитная продукция — эталонная по уровню инженерной мысли и качеству исполнения.
Исторически так сложилось, что все основные подразделения «Стримера» — головной офис, научный центр, испытательная лаборатория и производственный комплекс полного цикла — находятся в Санкт-Петербурге. В то же время собственные представительские офисы компании в крупных городах России и обширная дистрибьюторская сеть обеспечивают оперативное взаимодействие с потребителями и удобство поставок.
С 2012 года мы начали осваивать зарубежные рынки. Так, в 2015-м компания вышла на электротехнический рынок Китая с собственной разработкой. А в 2019-м началось сотрудничество с Китайской железной дорогой: был реализован пилотный проект по оснащению молниезащитными разрядниками ВЛ 35 кВ.
— Конечно, разрядники и сегодня наш ключевой продукт. Но путь к потребителям был не таким легким, как теперь кажется. Я уже говорил, что первым в линейке разрядников стал РДИП. Устройство инновационное, внедрение его в энергосистемы шло не быстро, надо было доказывать его эффективность, экономическую целесообразность применения. Однако через 10 лет РДИП стал практически стандартом молниезащиты ВЛ 6–10 кВ.
Этот продукт мы производим до сих пор.
Он занимает примерно 10% в нашем портфеле молниезащитных разрядников, но уступает по техническим характеристикам и эксплуатационным качествам разрядникам следующих поколений.
«Стример» поддерживает тесные отношения с эксплуатирующими организациями, чтобы собрать информацию об удобстве применения разрядников на всех этапах — от хранения до монтажа и эксплуатации. Устройства разрабатываются с учетом полученных данных, в соответствии с потребностями заказчиков.
В 2008 году после научных исследований и технических усовершенствований мы вывели на рынок разрядники РМК на базе революционной мультикамерной системы гашения дуги. Тогда же в продуктовой линейке компании появились решения для ВЛ 20, 35 и 110 кВ.
За более чем 15 лет наши разрядники доказали свою эффективность и заслужили признание не только на российском, но и на зарубежных рынках.
В данный момент мы разработали разрядники уже третьего поколения с инновационным принципом гашения дуги, так называемым гашением в импульсе. Устройства уже прошли опытно-промышленную эксплуатацию на ВЛ 110 кВ, показав в реальных условиях результативность и работоспособность.
— По мере роста мы стали предлагать готовые технические решения: комплектные переходные пункты на опорах для соединения воздушных и кабельных линий 35–220 кВ.
Затем ввели в продуктовую линейку устройства для защиты от импульсных перенапряжений сетей электроснабжения до 1 000 В и передачи информации.
Еще одно направление деятельности компании — производство сервисного оборудования TRANSEC для мониторинга и восстановления изоляции маслонаполненного трансформаторного оборудования.
— Как выпускник Петербургского госуниверситета путей сообщения могу заверить, что молниезащита сегодня на самом деле необходимая часть железнодорожных систем. Со мной абсолютно согласен коллега, который в нашей компании отвечает за развитие направления молниезащиты ВЛ. Андрей КОБЯКОВ тоже, можно сказать, наш человек и знает ситуацию изнутри: он специалист по электроснабжению железных дорог, окончил Московский госуниверситет путей сообщения.
Дело в том, что во время грозы протяженность и открытое расположение железнодорожной инфраструктуры делают ее идеальной мишенью для молний. Причем повреждения возникают как в результате прямых ударов молнии в контактные сети, рельсы и мачты, так и вследствие непрямых ударов, чреватых индуктированными перенапряжениями. Нельзя игнорировать временные и коммутационные перенапряжения, вызванные штатной и аварийной работой тяговой сети.
Отказ или повреждение любых систем, особенно систем управления и безопасности, насыщенных чувствительной электроникой, могут иметь тяжелые последствия.
Именно поэтому комплексная защита железнодорожных объектов от прямых ударов молнии, индуктированных и коммутационных перенапряжений помогает обеспечить не только безаварийную, но и экономичную работу железнодорожного транспорта, так как исключает дополнительные расходы на замену поврежденного оборудования.
— Да, разумеется. Сразу скажу, что наша продукция разрешена к применению в электроустановках РЖД, ей присвоены коды СКМТР. Разрядники РДИП, РМК и РМКЭ используются для защиты продольного электроснабжения нетяговых потребителей и линий автоблокировки (ПЭ и АБ) и так далее.
Совместно с проектно-изыскательским институтом «Трансэлектропроект» (филиалом АО «Росжелдорпроект») «Стример» разработал альбомы типовых конструкторских решений для нетяговых потребителей железнодорожного транспорта.
В целом же практика показала, что решения «Стримера» успешно защищают тяговую сеть от грозовых отключений, снижают перенапряжения в рельсовой сети. Наши устройства предотвращают протекание токов КЗ, разрушение изоляторов и пережог проводов контактной сети при грозовых воздействиях. Они сохраняют ресурс газоразрядных приборов защиты (ГРПЗ) и могут заменять ОПН, защищающие линейную изоляцию. Наши разрядники выдерживают многократное воздействие токов при прямых ударах молнии (ПУМ), не требуют при этом проверок и эксплуатационных испытаний.
— В настоящий момент в рамках НИОКР «Стример» интенсивно работает над концептом устройства для молниезащиты контактной сети постоянного тока 3,3 кВ. Уже намечены испытания, которые пройдут по согласованной программе в лаборатории ВНИИЖТ.
В ближайшее время мы приступим к разработке устройства для молниезащиты контактной сети переменного тока 27,5 кВ.
Кроме того, после ухода с российского рынка многих зарубежных игроков мы стали более активно развивать продукты для защиты низковольтных систем, в том числе с учетом потребностей железных дорог. Один из ключевых проектов для нас — переход на отечественные варисторы для производства УЗИПов. Этот проект мы реализуем совместно с отечественным производителем варисторов при грантовой поддержке Минэкономразвития.
— Сегодня такая площадка, безусловно, есть. В свое время мы столкнулись с тем, что в нашей стране действительно не было конференций, посвященных именно молниезащите. И «Стример» как лидер в этой области электротехники решил не замыкаться на развитии своих продуктов, а объединить усилия ученых и практиков для выработки новых технических идей, проектов, нормативов. Поэтому с 2012 года наша компания проводит Российскую конференцию по молниезащите.
Мы считаем, что такие мероприятия необходимы, ведь общение, обмен опытом, дискуссии о проблемах и путях их решения дают специалистам инновационный импульс, помогают связать исследования с потребностями эксплуатации. Участвуйте в наших конференциях! Молниезащита железнодорожной инфраструктуры — одна из горячих тем программы.
От имени АО «НПО «Стример» сердечно поздравляю Олега Валентиновича БЕЛОЗЁРОВА, генерального директора РЖД, с юбилеем!
От всей души желаю Вам богатырского здоровья и успехов в реализации всех Ваших планов!
Сетевое издание «ТСР (Тренды. События. Рынки)» (12+). www.tsrmedia.ru. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-86612 от 26 января 2024 г. Учредитель: ООО «Группа компаний «Парад событий» (ОГРН 1169658042070). Редакция: mail@tsrmedia.ru, +7 (343) 22-777-19
Подробная информация об издании
© ООО «Группа компаний «Парад событий»
365 ДНЕЙ | 2538000 901127 |
---|---|
31 ДЕНЬ | 65639 23495 |
24 ЧАСА | 2212 671 |