На экспорт угля в 2022 году негативное влияние оказали эмбарго на поставки в ЕС, невозможность переориентировать весь грузопоток в страны АТР из-за высокой загрузки Восточного полигона, рост логистических затрат в связи с индексацией ж/д тарифа и отменой понижающих коэффициентов на экспортные ж/д перевозки угля. После введения запрета на экспорт российского угля в Европу основными странами назначения стали Китай, Южная Корея, Турция, Индия и страны Северной Африки (Египет и т. д.). Изменение маршрутов под влиянием санкций и эмбарго на импорт российского угля привели к увеличению времени транспортировки морским транспортом и росту расходов на фрахт. Тем не менее по состоянию на январь 2023 года экспортные перевозки угля остаются рентабельными на всех направлениях даже в условиях роста логистических затрат и транзакционных издержек.
В 2022 году навалочный терминал в Тамани лидировал по объемам экспортной перевалки угля и находился в числе ведущих по динамике ее прироста. В общей сложности через него перевалено 30 миллионов тонн, что на 32,1% больше, чем годом ранее. На втором месте по перевалке угля в 2022 году оказался Восточный порт (рост на 2,4%, до 25,6 миллиона тонн), на третьем – терминал РТУ в порту Усть-Луга (падение на 11,7%, до 21,6 миллиона тонн).
По оценке INFOLine, рентабельность экспортных поставок в Индию и Китай через порт Усть-Луга составляла в январе 2023 года 3,8–6,7% в зависимости от типа вагона, а через Мурманский морской торговый порт – 8,1–10,4%.
Наиболее высокая рентабельность экспорта в Китай и Индию наблюдалась при поставке через терминалы Дальнего Востока (22–25% в зависимости от терминала и типа вагона).
Рентабельность поставок в Китай и Индию через порт Тамань составляла в январе 2023 года 12,5–14,2%.
https://rosugol.ru