Свою историю Центр судоремонта «Звездочка» ведет с октября 1954 года, когда в городе Молотовске (ныне Северодвинск) Архангельской области начал работу завод № 893. Первоначально предприятие предназначалось для капитального ремонта легких крейсеров, эсминцев и дизель-электрических подводных лодок, но в октябре 1959-го в связи с появлением кораблей с ядерными силовыми установками Совет Министров СССР принял постановление, в соответствии с которым завод стал главной верфью страны по ремонту и модернизации атомных подводных лодок.
В 1966 году завод № 893 был переименован в Машиностроительное предприятие «Звездочка», многотысячный коллектив которого к середине 1980-х годов успешно выполнял ремонт, модернизацию и переоборудование всех проектов отечественных АПЛ, состоявших на вооружении Военно-Морского Флота СССР. Всего же за минувшие семь десятилетий на предприятии прошли ремонт и модернизацию 139 подводных лодок (из них 97 — с ядерной силовой установкой) и 89 надводных кораблей, включая первый в мире атомный ледокол «Ленин», а также были построены более 250 кораблей, судов, плавсредств и сооружений различного назначения.
Сегодня АО «ЦС «Звездочка» входит в состав Объединенной судостроительной корпорации и представляет собой современный, обладающий высоким производственным потенциалом судоремонтный и судостроительный комплекс. Предприятие выполняет самые сложные задачи по модернизации и переоборудованию кораблей ВМФ России, оставаясь признанным лидером в сфере судоремонта. Модернизируется и сам центр — строятся и реконструируются причалы и цеха, возводятся новые производственные объекты, внедряются новые технологии.
Головное предприятие «Звездочки» в Северодвинске занимает площадь 147 гектаров. Верфь имеет два эллинга, рассчитанных на ремонт и постройку кораблей и судов водоизмещением до 15 тысяч тонн. Док-камера обеспечивает подъем-спуск судов шириной до 25,5 метра и длиной до 170 метров. Перемещение судов в эллинги осуществляется с использованием судовозных поездов. Три достроечные набережные имеют общую протяженность 1 400 метров.
Кроме головного предприятия, ЦС «Звездочка» располагает развитой структурой из восьми производственных филиалов в бассейнах Баренцева, Белого, Черного, Азовского и Каспийского морей.
Помимо судоремонта, приоритетным направлением деятельности «Звездочки» является судостроение. Корабелами предприятия освоено строительство технологически насыщенных многоцелевых судов ледового класса, рыбопромысловых траулеров, судов-площадок и буксиров водоизмещением до семи тысяч тонн.
Кроме того, «Звездочка» — это единственная российская верфь, освоившая полный цикл строительства самоподъемных плавучих буровых установок. Предприятие участвовало в проектах технологического обустройства Ардалинского и Харьягинского месторождений, строительстве нефтегазодобывающих платформ Siri, Asgard-B, полупогружной платформы Moss Maritime, платформы проекта Gjoa и морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная».
Также предприятие способно производить понтонные мосты, плавучие причалы, баржи и другие вспомогательные несамоходные плавсредства и обладает компетенцией для выполнения технического надзора и сервисного обслуживания любой морской техники, обеспечивая ее техническую готовность на протяжении всего жизненного цикла.
Располагая развитой производственной базой, коллектив ЦС «Звездочка» освоил изготовление изделий машиностроения широкой номенклатуры и различного назначения, в том числе сложных конструкций с высокой степенью технологического насыщения. Это позволило предприятию с высоким качеством выполнить работы по изготовлению элементов инфраструктуры для космодромов Плесецк и Восточный — стартовых столов, кабель-заправочных башен, транспортных установочных агрегатов для ракет среднего и тяжелого классов и других объектов.
Одним из важных направлений деятельности АО «ЦС «Звездочка» является промышленная комплексная утилизация морской техники различных типов и назначения, в том числе и с ядерными силовыми установками. Для этого на предприятии создана уникальная инфраструктура, которая позволяет решать практически все вопросы, возникающие в процессе утилизации кораблей и судов (в том числе с ядерными энергоустановками) и переработки радиоактивных отходов, соответствующая как российским, так и мировым требованиям обеспечения радиационной и экологической безопасности.
Среди других востребованных рынком видов деятельности «Звездочки» — производство судовой мебели, огранка алмазов в бриллианты, выпуск ювелирных изделий.
Одним из основных направлений деятельности АО «ЦС «Звездочка» в настоящее время является разработка, проектирование и изготовление пропульсивных комплексов различных типов — гребных валов, гребных винтов, водометных движителей, винторулевых колонок, подруливающих устройств.
Для этого в структуре «Звездочки» создан и функционирует Центр пропульсивных систем (ЦПС), объединяющий мощности специализированного винтообрабатывающего производства головного предприятия и его филиалов — научно-проектной организации «Винт» и опытного завода «Вега».
«Звездочка» стала первым предприятием в России, освоившим разработку, проектирование и изготовление винторулевых пропульсивных комплексов мощностью от 1 до 9 МВт, став третьим в мире поставщиком высокомощных движительно-рулевых колонок механического типа для оснащения ледоколов и судов неограниченного района плавания.
К настоящему времени пропульсивными установками от ЦПС «Звездочка» оснащены свыше 20 000 судов и кораблей. Практически весь ледокольный флот России, включая крупнейшие в мире атомные ледоколы «Россия», «Сибирь», «Арктика», «Таймыр», «Вайгач», «50 лет Победы», оснащен гребными винтами, изготовленными ЦС «Звездочка».
Одна из перспективных разработок предприятия — комплект винторулевых колонок АТ32В1 мощностью 3 МВт ледового класса Ice3, которыми могут оснащаться корабли и суда различного класса и назначения для разных районов плавания. Оснащенное такими ВРК судно может успешно эксплуатироваться в высокоширотных замерзающих морях, самостоятельно проходить в мелкобитом разреженном льду или следовать в канале за ледоколом при толщине льда до 0,7 метра.
В июле 2024 года ЦС «Звездочка» принял первые заказы внешних предприятий на изготовление заготовок деталей ВРК аддитивным методом. Речь о технологии выращивания изделий путем послойного нанесения металлического порошка, расплавляемого с помощью лазерного луча. Главные ее достоинства — возможность выращивания относительно крупных деталей сложной геометрии, широкий спектр применяемых порошковых материалов (легированных сталей, титановых и других сплавов) и сокращение времени на финальную обработку изделия.
Для выращивания изделий собственного производства ЦПС «Звездочка» применяет эту технологию с 2021 года и в настоящее время способен вырастить с ее помощью для стороннего заказчика детали диаметром до 1 100 миллиметров и высотой до 500 миллиметров. Также этот метод может применяться для ремонта и восстановления деталей судового машиностроения.
По материалам https://www.star.ru/
Организация: | АО «ЦС «Звездочка» |
---|---|
Отрасль: | - Судостроение и судоремонт |
Дата: | 2024-10-01 12:02:58 |
Номер журнала: | 209 |
Спецпроект: | 70 лет АО «ЦС «Звездочка» |
Сетевое издание «ТСР (Тренды. События. Рынки)» (12+). www.tsrmedia.ru. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-86612 от 26 января 2024 г. Учредитель: ООО «Группа компаний «Парад событий» (ОГРН 1169658042070). Редакция: mail@tsrmedia.ru, +7 (343) 22-777-19
Подробная информация об издании
© ООО «Группа компаний «Парад событий»