Федеральный журнал ТСР. Рекламные возможности
116

Промышленность, технологии и ОПК

НИИАО. Путь к взлету (СПЕЦПРОЕКТ 40 ЛЕТ АО «НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ АВИАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ» | ЖУРНАЛ ТСР № 191)

НИИАО. Путь к взлету
Научно-исследовательский институт авиационного оборудования – НИИАО – был создан в 1983 году на базе филиала Летно-исследовательского института им. М.М. Громова и присо- единенного к нему Специального ОКБ ЛИИ в соответствии с постановлением ЦК и СМ СССР. Эту дату принято считать днем рождения института.
Между тем институт имеет богатую предысторию. Первой организационной ячейкой для проведения фундаментальных работ по созданию комплексов бортового оборудования ле-
тательных аппаратов стал электротехнический отдел в ЦАГИ, созданный 1932 году. В последующем он будет преобразован в бригаду оборудования самолетов. Через десять лет боль-
шинство специалистов этого коллектива были переведены в комплекс бортового оборудования ЛА (комплекс № 4) вновь образованного летно-исследовательского института (ЛИИ).

Разработка оборудования рабочих мест космонавтов

В 1955 году в состав этого комплекса переведена большая группа сотрудников научно-исследовательского института самолетного оборудования. Вскоре на базе комплекса была образована 47-я лаборатория для разработки оборудования рабочих мест космонавтов будущих пилотируемых косми-
ческих аппаратов. Именно ее специалистами было создано оборудование космического корабля «Восток-1» и тренажер для подготовки к полету Юрия ГАГАРИНА.
В дальнейшем комплекс преобразуют в Филиал ЛИИ (ФЛИИ), который был определен головным предприятием авиационной отрасли промышленности по бортовому обору-
дованию ЛА. Все навигационное, пилотажное, светотехниче-
ское оборудование, системы жизнеобеспечения, аппаратура радиосвязи, разведки, комплекса обороны и электрообору-
дование, устанавливаемое на пассажирских, транспортных и военных самолетах, разработанных в период 1959—1980 годов, создавались с учетом рекомендаций ФЛИИ и про-
ходили наземную и летную отработку на его лабораторных стендах и в летающих лабораториях.
При создании НИИАО из ФЛИИ были переведены высококвалифици-
рованные ученые по теории навигации, автоматического управления и эргоно-
мики, а также опытные специалисты по всем видам бортового оборудования летательных аппаратов. Приказом МАП от 2 августа 1983 года на НИИАО была возложена функция головной органи-
зации отрасли в области авиационной эргономики.

Новые поколения отечественной авионики

Необходимость создания НИИАО возникла в связи с серьезным отстава-
нием технического уровня бортового оборудования отечественных пасса-
жирских самолетов и целесообразностью объединения уси-
лий специалистов по бортовому оборудованию самолетов и разработчиков пилотируемых космических аппаратов.
Министр авиационной промышленности СССР Иван СИ-
ЛАЕВ и генеральные конструкторы Генрих НОВОЖИЛОВ и Алексей ТУПОЛЕВ считали, что институт только тогда оправдает свое назначение и завоюет право быть головным в отрасли, когда возьмет ответственность за разработку и отработку следующего, нового поколения бортового обо-
рудования для перспективных пассажирских самолетов.
Было принято решение: поручить НИИАО возглавить разработку первых отечественных комплексов стандарт-
ного цифрового пилотажно-навигационного оборудования (КСЦПНО) для нового поколения пассажирских самолетов Ил-96-300, Ту-204 и Ил-114.
Уже в феврале 1986-го была введена в эксплуатацию первая очередь уникального стендово-моделирующего комплекса с
вычислительным центром на базе двух вычислительных ма-
шин ЕС-1061 для наземной отработки КСЦПНО. В короткие
сроки — за пять лет! — совместно с предприятиями авиацион-
ной, радиотехнической и радиоэлектронной промышленности были созданы комплексы для самолетов Ил-96-300 и Ту-204.
В 1989 году эти самолеты с комплексами КСЦПНО де-
монстрировались на авиационной выставке в Ле Бурже, с 1993-го они успешно эксплуатируются на этих самолетах до настоящего времени. Для самолета Ил-114 был разработан и успешно эксплуатируется комплекс ЦПНК-114.
Опыт эксплуатации созданных комплексов подтвердил правильность выбора концепции построения и научно-тех-
нических решений и показал, что по своим функциональным возможностям и основным техническим и эксплуатационным характеристикам созданные отечественные комплексы не уступали комплексам, используемым в то время в зарубеж-
ных самолетах.
В 1990 году был утвержден план по созданию следующего поколения отечественной авионики. Проведенные в соответ-
ствии с этим решением исследования в НИИАО позволили уже в 1993 году приступить к разработке в кооперации с зарубежными фирмами второго поколения цифровой ави-
оники — интегрального комплекса бортового оборудования ИКБО-95 (аналога, разрабатывавшегося в то время фирмой Honeywel).
Созданный на основе передовой технологии жидкокри-
сталлических экранов и высокопроизводительных микро-
процессоров комплекс авионики второго поколения ИКБО-95 соответствует всем современным международным требова-
ниям. В 2001 году этот комплекс сертифицирован на само-
лете Бе-200, а модернизированный комплекс КСПНО-204 сертифицирован на самолете Ту-214. В настоящее время разработан современный цифровой пилотажно-навигаци-
онный комплекс ЦПНК-114М2 для самолета Ил-114 и про-
водится модернизация комплексов КСЦПНО на самолетах Ил-96-300 и Ту-204.

Авиационное обслуживание объектов ПАО «Газпром»

Особое внимание в НИИАО уделяется обеспечению еди-
ной системы контроля качества разработки, испытаний и производства в соответствии с международными стандартами и правилами — ART 4754, DO-178В, DO-160C, ISO-9000. Эта инфраструктура позволяет в полной мере обеспечить на высоком научно-техническом уровне весь цикл разработки, отработки и сертификации.

Опираясь на опыт разработки цифровых комплексов бор-
тового оборудования пассажирских самолетов и исполь-
зуя серийно выпускаемые устройства, входящие в состав ИКБО-95, НИИАО развернул работы по созданию и внедре-
нию в эксплуатацию комплекса бортового пилотажно-на-
вигационного и радиосвязного оборудования вертолетов, предназначенных для авиационного обслуживания объек-
тов ПАО «Газпром», — морских буровых установок (МБУ) и морских судов (МС) — в районах Баренцева и Карского морей с заданной регулярностью и безопасностью в любое время суток в сложных метеоусловиях.

На всех стадиях отработки и подготовки космических кораблей

Успешно справившись с задачей создания системы ото-
бражения информации (пульт пилота) для космического корабля «Восток-1» и тренажера для подготовки к полету Юрия ГАГАРИНА, подразделение, на базе которого было создано СОКБ ЛИИ, обеспечило все пилотируемые космиче-
ские корабли системами отображения информации, ручного управления и комплексными тренажерами для подготовки экипажей. Коллектив СОКБ ЛИИ обеспечил выполнение всех пилотируемых программ: «Восток», «Восход», «Союз», лунной программы, орбитальной станции «Мир».
В НИИАО выполнены работы по ВКС «Буран», орбиталь-
ной станции «Мир», транспортным кораблям «Союз-ТМ» и международной космической станции (МКС). За это время разработано 42 системы отображения информации, создано для НИИ ЦПК им Ю. А. Гагарина 23 тренажера и обеспечено участие во всех стадиях отработки и подготовки космиче-
ских кораблей к полетам и в тренировках космонавтов на комплексных тренажерах.
Сегодня НИИАО является ведущей научно-производ-
ственной организацией авиационно-космической отрасли промышленности по исследованиям, разработке и сопрово-
ждению в эксплуатации комплексов бортового оборудова-
ния пассажирских и транспортных самолетов и вертолетов, а также оборудования рабочих мест космонавтов и трена-
жеров для их подготовки к полетам на пилотируемых кос-
мических аппаратах.


По материалам http://www.niiao.ru

НИИАО развернул работы по созданию
и внедрению в эксплуатацию комплекса бортового
пилотажно-навигационного и радиосвязного
оборудования вертолетов, предназначенных для
авиационного обслуживания объектов
ПАО «Газпром»

Участники спецпроекта

Организация: Научно-исследовательский институт авиационного оборудования – НИИАО
Отрасль: - Оборонно-промышленный комплекс
Дата: 2023-02-02 11:28:36
Номер журнала: 191
Спецпроект: 40 ЛЕТ АО «НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ АВИАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ»
 

Поделиться в соцсетях:

Поделиться на электронную почту:
       



Сетевое издание «ТСР (Тренды. События. Рынки)» (12+). www.tsrmedia.ru. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-86612 от 26 января 2024 г. Учредитель: ООО «Группа компаний «Парад событий» (ОГРН 1169658042070). Редакция: mail@tsrmedia.ru, +7 (343) 22-777-19

Подробная информация об издании

© ООО «Группа компаний «Парад событий»

365 ДНЕЙ 1750624
709573
31 ДЕНЬ 385673
137695
24 ЧАСА 7551
2809
Анализ сайта