Улан-Удэнский авиационный завод: славная история и достижения (СПЕЦПРОЕКТ 85 ЛЕТ АО «УЛАН-УДЭНСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД» | ЖУРНАЛ ТСР № 204)
Первым делом были самолеты
Первая очередь завода № 99, как до 1960-х годов назывался Улан-Удэнский авиазавод, была пущена в 1939-м на промышленной площадке у села Шэнэстуй неподалеку от столицы Бурятии. Изначально завод ремонтировал истребители И-16 и в кооперации с иркутскими авиастроителями участвовал в производстве средних бомбардировщиков АНТ-40, с 1941 года — пикирующих бомбардировщиков Пе-2 — самых массовых самолетов этого класса периода Великой Отечественной войны.
В 1943 году завод освоил самостоятельный выпуск истребителей Ла-5, еще через год — Ла-7, а в послевоенный период производил более скоростные и маневренные, но тоже поршневые Ла-9 и Ла-9УТИ, пока в 1950-е годы не перешел одним из первых в стране на производство реактивных машин. На выпускавшихся в Улан-Удэ до 1959 года учебно-тренировочных истребителях МиГ-15УТИ прошли обучение тысячи военных летчиков не только СССР, но и многих других стран.
В 1960-е годы, освоив производство высотного самолетаразведчика Як-25РВ в варианте радиоуправляемого самолетамишени, Улан-Удэнский авиазавод стал первопроходцем еще и в области производства беспилотных летательных аппаратов, а наладив выпуск пассажирского самолета Ан-24Б, тогда же дебютировал и в гражданском авиастроении.
В последние два десятилетия ХХ века завод освоил серийное производство сверхзвукового истребителя-бомбардировщика МиГ-27М с изменяемой геометрией крыла, штурмовиков Су-25УБ и Су-39 с применением титановой брони.
Осваивая новые компетенции
И по сей день Улан-Удэнский авиазавод остается единственным в России предприятием, способным производить как вертолетную, так и самолетную авиатехнику. А если учесть, что в 1980-е годы завод выпускал еще и детали для многоразового транспортного космического корабля «Буран», то можно говорить и о его компетенциях в сфере ракетостроения.
За 85 лет своей истории завод произвел почти 10 тысяч летательных аппаратов различного назначения и продолжает расширять линейку выпускаемой продукции. Так, в настоящее время на предприятии идет разработка и производство новых беспилотных авиационных систем, в создании которых участвуют также Улан-Удэнское производственное приборостроительное объединение, ООО «Аэроком», Улан-Удэнский авиационный техникум и Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления.
Предприятие полного цикла
Сегодня АО «Улан-Удэнский авиационный завод» располагает полным технологическим комплексом изготовления авиационной техники. Производственные мощности предприятия и высокая квалификация его сотрудников позволяют в короткие сроки осваивать выпуск новых типов вертолетов и самолетов, сочетая изготовление опытных образцов с выпуском серийной продукции.
Завод производит многофункциональные вертолеты Ми-8АМТ и Ми-171 в грузовом, пассажирском, поисково-спасательном, противопожарном, медицинском и VIP-вариантах, а также военно-транспортные Ми-8АМТШ, Ми-171Ш и арктический Ми-8АМТШ-ВА.
Большим спросом на рынке пользуется серийно выпускаемый в Улан-Удэ вертолет Ми-171А2, оснащенный стеклянной кабиной, новой несущей системой с композитными лопастями несущего винта и четырехлопастным рулевым винтом.
Завод имеет опыт постановки на производство авиационной техники нового поколения на принципиально новом уровне, с использованием цифровых технологий, охватывающих все этапы подготовки и производства летательных аппаратов, и системы электронного моделирования конструкции и технической оснастки новых вертолетов.
К примеру, легкий вертолет Ка-226, выпуск которого освоен предприятием, спроектирован «в цифре» и изготавливается по электронной документации.
На заводе постоянно внедряется новое оборудование с целью снижения трудоемкости производства и доли ручного труда. Так, реализованный проект модернизации окрасочного производства дал возможность окрашивать вертолеты типа Ми-8/171 в два независимых потока, при этом одновременно в работе на разных этапах цикла могут находиться до шести вертолетов. Новое оборудование позволяет также проводить окраску самолетов длиной до 25, размахом крыла до 22-х и высотой до 6,5 метра. В заготовительно-штамповочном производстве внедряются бездоводочные технологии изготовления листовых деталей, осваиваются новые способы обработки давлением.
Важно также, что АО «Улан-Удэнский авиазавод» располагает одним из крупнейших в Дальневосточном федеральном округе современным складским логистическим комплексом, в котором есть все необходимые условия и инфраструктура для хранения товарно-материальных ценностей и внедрены современные цифровые технологии организации складского хозяйства.
Наряду с производством авиатехники завод осуществляет полный комплекс сервисного обслуживания авиатехники, включая сопровождение ее на протяжении всего жизненного цикла — от изготовления до утилизации, и выполняет работы по модернизации самолетов и вертолетов.
Кроме того, предприятие располагает собственным авиационным учебным центром, в состав которого входит тренажерный комплекс вертолета Ми-171. Центр осуществляет подготовку летно-технического персонала вертолетов.
В настоящее время завод выполняет заключенные в прошлом году контракты на выпуск 26 новых вертолетов, 16 — по заказу ПАО «Газпром» и 10 — по государственному заказу для дальневосточной авиакомпании «Аврора». Об этом управляющий директор Улан-Удэнского авиазавода Алексей КОЗЛОВ рассказал Президенту РФ Владимиру ПУТИНУ, который в марте 2023 года посетил предприятие.
Вклад в развитие территории присутствия
В настоящее время доля АО «Улан-Удэнский авиационный завод» в общем объеме промышленного производства Бурятии составляет почти 40% и обеспечивает рабочими местами более семи тысяч жителей республики. К тому же завод является градообразующим предприятием для двух больших поселков с населением 90 тысяч человек, жизнедеятельность которых зависит от его работы.
«Улан-Удэнский авиационный завод сегодня без преувеличения – лидер промышленности республики, наша гордость. Завод выпускает вертолеты, которые пользуются стабильным спросом во всем мире. Предприятие известно тем, что не стоит на месте и развивает в республике новые промышленные технологии, — отмечал в одном из своих выступлений глава Республики Бурятии Алексей ЦЫДЕНОВ.
По материалам https://rabotauuaz.ru
Участники спецпроекта
Организация: | АО «Улан-Удэнский авиационный завод» |
---|---|
Отрасль: | - Авиастроение |
Дата: | 2024-04-01 13:25:54 |
Номер журнала: | 204 |
Спецпроект: | 85 ЛЕТ АО «УЛАН-УДЭНСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД» |