Федеральный журнал ТСР. Рекламные возможности
378

Промышленность, технологии и ОПК

Улан-Удэнский авиационный завод: славная история и достижения (СПЕЦПРОЕКТ 85 ЛЕТ АО «УЛАН-УДЭНСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД» | ЖУРНАЛ ТСР № 204)

Улан-Удэнский авиационный завод: славная история и достижения
АО «Улан-Удэнский авиационный завод» — крупное предприятие, осуществляющее полный цикл производства современной вертолетной техники, включая изготовление комплектующих из композитных материалов. Входит в состав холдинга «Вертолеты России» Госкорпорации «Ростех».

Первым делом были самолеты

Первая очередь завода № 99, как до 1960-х годов назывался Улан-Удэнский авиазавод, была пущена в 1939-м на промышленной площадке у села Шэнэстуй неподалеку от столицы Бурятии. Изначально завод ремонтировал истребители И-16 и в кооперации с иркутскими авиастроителями участвовал в производстве средних бомбардировщиков АНТ-40, с 1941 года — пикирующих бомбардировщиков Пе-2 — самых массовых самолетов этого класса периода Великой Отечественной войны.

В 1943 году завод освоил самостоятельный выпуск истребителей Ла-5, еще через год — Ла-7, а в послевоенный период производил более скоростные и маневренные, но тоже поршневые Ла-9 и Ла-9УТИ, пока в 1950-е годы не перешел одним из первых в стране на производство реактивных машин. На выпускавшихся в Улан-Удэ до 1959 года учебно-тренировочных истребителях МиГ-15УТИ прошли обучение тысячи военных летчиков не только СССР, но и многих других стран.

В 1960-е годы, освоив производство высотного самолетаразведчика Як-25РВ в варианте радиоуправляемого самолетамишени, Улан-Удэнский авиазавод стал первопроходцем еще и в области производства беспилотных летательных аппаратов, а наладив выпуск пассажирского самолета Ан-24Б, тогда же дебютировал и в гражданском авиастроении.

В последние два десятилетия ХХ века завод освоил серийное производство сверхзвукового истребителя-бомбардировщика МиГ-27М с изменяемой геометрией крыла, штурмовиков Су-25УБ и Су-39 с применением титановой брони.

Осваивая новые компетенции

Еще в конце 1950-х годов Улан-Удэнский авиазавод наряду с самолетами начал выпускать винтокрылые машины и на протяжении долгого времени был единственным в стране производителем вертолетов с соосным несущим винтом — многоцелевых поршневых Ка-15 и Ка-18 для гражданской авиации и газотурбинных палубных Ка-25 для авиации ВМФ, а в конце 1970-х приступил к серийному выпуску вертолетов Ми-8 для ВВС. В кооперации с другими авиапредприятиями России завод участвовал также в производстве самолетов Як-130, Як-152, Су-25, Су-30, Бе-200.

И по сей день Улан-Удэнский авиазавод остается единственным в России предприятием, способным производить как вертолетную, так и самолетную авиатехнику. А если учесть, что в 1980-е годы завод выпускал еще и детали для многоразового транспортного космического корабля «Буран», то можно говорить и о его компетенциях в сфере ракетостроения.

За 85 лет своей истории завод произвел почти 10 тысяч летательных аппаратов различного назначения и продолжает расширять линейку выпускаемой продукции. Так, в настоящее время на предприятии идет разработка и производство новых беспилотных авиационных систем, в создании которых участвуют также Улан-Удэнское производственное приборостроительное объединение, ООО «Аэроком», Улан-Удэнский авиационный техникум и Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления.

Предприятие полного цикла

Сегодня АО «Улан-Удэнский авиационный завод» располагает полным технологическим комплексом изготовления авиационной техники. Производственные мощности предприятия и высокая квалификация его сотрудников позволяют в короткие сроки осваивать выпуск новых типов вертолетов и самолетов, сочетая изготовление опытных образцов с выпуском серийной продукции.

Завод производит многофункциональные вертолеты Ми-8АМТ и Ми-171 в грузовом, пассажирском, поисково-спасательном, противопожарном, медицинском и VIP-вариантах, а также военно-транспортные Ми-8АМТШ, Ми-171Ш и арктический Ми-8АМТШ-ВА.

Большим спросом на рынке пользуется серийно выпускаемый в Улан-Удэ вертолет Ми-171А2, оснащенный стеклянной кабиной, новой несущей системой с композитными лопастями несущего винта и четырехлопастным рулевым винтом.

Завод имеет опыт постановки на производство авиационной техники нового поколения на принципиально новом уровне, с использованием цифровых технологий, охватывающих все этапы подготовки и производства летательных аппаратов, и системы электронного моделирования конструкции и технической оснастки новых вертолетов.

К примеру, легкий вертолет Ка-226, выпуск которого освоен предприятием, спроектирован «в цифре» и изготавливается по электронной документации.

На заводе постоянно внедряется новое оборудование с целью снижения трудоемкости производства и доли ручного труда. Так, реализованный проект модернизации окрасочного производства дал возможность окрашивать вертолеты типа Ми-8/171 в два независимых потока, при этом одновременно в работе на разных этапах цикла могут находиться до шести вертолетов. Новое оборудование позволяет также проводить окраску самолетов длиной до 25, размахом крыла до 22-х и высотой до 6,5 метра. В заготовительно-штамповочном производстве внедряются бездоводочные технологии изготовления листовых деталей, осваиваются новые способы обработки давлением.

Важно также, что АО «Улан-Удэнский авиазавод» располагает одним из крупнейших в Дальневосточном федеральном округе современным складским логистическим комплексом, в котором есть все необходимые условия и инфраструктура для хранения товарно-материальных ценностей и внедрены современные цифровые технологии организации складского хозяйства.

Наряду с производством авиатехники завод осуществляет полный комплекс сервисного обслуживания авиатехники, включая сопровождение ее на протяжении всего жизненного цикла — от изготовления до утилизации, и выполняет работы по модернизации самолетов и вертолетов.

Кроме того, предприятие располагает собственным авиационным учебным центром, в состав которого входит тренажерный комплекс вертолета Ми-171. Центр осуществляет подготовку летно-технического персонала вертолетов.

В настоящее время завод выполняет заключенные в прошлом году контракты на выпуск 26 новых вертолетов, 16 — по заказу ПАО «Газпром» и 10 — по государственному заказу для дальневосточной авиакомпании «Аврора». Об этом управляющий директор Улан-Удэнского авиазавода Алексей КОЗЛОВ рассказал Президенту РФ Владимиру ПУТИНУ, который в марте 2023 года посетил предприятие.

Вклад в развитие территории присутствия

В настоящее время доля АО «Улан-Удэнский авиационный завод» в общем объеме промышленного производства Бурятии составляет почти 40% и обеспечивает рабочими местами более семи тысяч жителей республики. К тому же завод является градообразующим предприятием для двух больших поселков с населением 90 тысяч человек, жизнедеятельность которых зависит от его работы. 

«Улан-Удэнский авиационный завод сегодня без преувеличения – лидер промышленности республики, наша гордость. Завод выпускает вертолеты, которые пользуются стабильным спросом во всем мире. Предприятие известно тем, что не стоит на месте и развивает в республике новые промышленные технологии, — отмечал в одном из своих выступлений глава Республики Бурятии Алексей ЦЫДЕНОВ.

По материалам https://rabotauuaz.ru

В марте 2023 года в ходе рабочей поездки в Республику Бурятию Президент России Владимир ПУТИН посетил Улан-Удэнский авиазавод, и на встрече с сотрудниками предприятия председатель совета ветеранов Улан-Удэнского авиазавода Наталья ФРОЛОВА высказала пожелание, чтобы городу Улан-Удэ было присвоено почетное звание «Город трудовой доблести». 11 сентября 2023 года своим указом Президент РФ присвоил столице Бурятии почетное звание, которым отмечен в том числе и огромный вклад бурятских авиастроителей в укрепление оборонной мощи нашей страны.

Участники спецпроекта

Электротехническое оборудование для авиа- и космической техники
Многолетний опыт создания электротехнического оборудования для авиационной и космической техники, которым обладает АО «Аэроэлектромаш», позволил предприятию стать одним из самых ...
14 апреля 2024
Стратегическое партнерство ВСГУТУ
Стратегическое партнерство между Восточно-Сибирским государственным университетом технологий и управления (ВСГУТУ) и Улан-Удэнским авиационным заводом (У-УАЗ) началось еще в 1963 году с момента образования на машиностроительном факультете вуза кафедры ...
14 апреля 2024
Организация: АО «Улан-Удэнский авиационный завод»
Отрасль: - Авиастроение
Дата: 2024-04-01 13:25:54
Номер журнала: 204
Спецпроект: 85 ЛЕТ АО «УЛАН-УДЭНСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД»
 

Поделиться в соцсетях:

Поделиться на электронную почту:
       



Сетевое издание «ТСР (Тренды. События. Рынки)» (12+). www.tsrmedia.ru. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-86612 от 26 января 2024 г. Учредитель: ООО «Группа компаний «Парад событий» (ОГРН 1169658042070). Редакция: mail@tsrmedia.ru, +7 (343) 22-777-19

Подробная информация об издании

© ООО «Группа компаний «Парад событий»

365 ДНЕЙ 1750091
709410
31 ДЕНЬ 386973
138058
24 ЧАСА 7625
2857
Анализ сайта