Федеральный журнал ТСР. Рекламные возможности
85

Промышленность, технологии и ОПК

Высокая орбита «Протон-ПМ» (СПЕЦПРОЕКТ 65 ЛЕТ ПАО «ПРОТОН-ПМ» | ЖУРНАЛ ТСР № 191)

Высокая орбита «Протон-ПМ»
Ракета-носитель «Протон-М» с гидрометеорологическим спутником «Электро-Л» № 4 стар- товала 5 февраля с космодрома Байконур. Запуск состоялся в 12 часов 13 минут по Москве со стартовой площадки 81. Ракета совместно с разгонным блоком ДМ-03 должна вывести на орбиту геостационарный гидрометеорологический спутник «Электро-Л» № 4. По данным Роскосмоса, масса аппарата составляет около 2,1 тонны, расчетный срок работы — 10 лет, спутник будет выведен на геостационарную орбиту в 35 786 километрах от Земли.
На здании одного из цехов «Протон-ПМ», где сегодня из-
готавливают турбонасосные агрегаты, — памятная табличка. Здесь в апреле 1958 года начали осваивать первый жидкост-
ный ракетный двигатель. До этого Пермский завод № 19 имени И. В. Сталина, на базе которого развернули новое производство, специализировался на авиамоторах. Принятым в цех рабочим и специалистам пришлось начинать практически с нуля.
Более полувека,с 1965 года, завод серийно изготавливал дви-
гатели первой ступени для знаменитой тяжелой ракеты-носи-
теля «Протон». Отсюда и современное название, которое пред-
приятие получило в середине 1990-х. За всю историю трудовой коллектив создал более трех тысяч двигателей для «Протонов».

Сердце двигателя

Сегодня «Протон-ПМ» входит в интегрированную структуру ракетного двигателестроения Роскосмоса, возглавляемую флаг-
маном направления – НПО Энергомаш. На двух производствен-
ных площадках– в центре Перми и микрорайоне Новые Ляды – работают десять цехов, где трудятся три тысячи человек. В ко-
операции с коллегами из Подмосковья пермяки участвуют в главном проекте российского ракетостроения – изготовлении носителей «Ангара» тяжелого и легкого классов. На предпри-
ятии выпускают узлы и агрегаты двигателя РД-191, который устанавливается на нижних ступеняхэтих ракет. « Решение перенести часть производства РД-191 на «Протон-ПМ» приняли в 2015 году, – рассказывает ди-
ректор предприятия Иван КРАСНОВ. – В связи с увеличением заказа на эти двигатели требовалось расширить кооперацию разработчика – НПО Энергомаш – с другими компаниями, а дальше передать функцию головного изготовителя на серий-
ный завод. В то же время значительно сократился объем работ по РД-276 для тяжелых ракет-носителей «Протон». На нашем предприятии высвободились производственные мощности.
Пермякам удалось наладить выпуск ключевых комплекту-
ющих двигателя для «Ангары». В их числе – турбонасосный агрегат, бустерный насосный агрегат окислителя и горючего, трубопровод с эжектором, фильтр и клапан окислителя. Готовые изделия отправляются в НПО Энергомаш, где организована окончательная сборка и полноразмерные испытания двигателя.
В результате техперевооружения цех, с которого началась исто-
рия предприятия, сегодня оснащен современным оборудованием с программным управлением. С его помощью опытные наладчи-
ки и операторы изготавливают различные детали турбонасосного агрегата – сердца ракетного двигателя.
Делегируя производство РД-191 в Пермь, НПО Энергомаш стремилось не только снизить себестоимость, но и повысить надежность продукции. А это важно, поскольку в перспективе
эти двигатели будут применяться в пилотируемых пусках, где необходимо исключить любые риски. « В 2021 году мы приступили к под-
готовке производства модерни-
зированной версии РД-191М для тяжелой «Ангары-А5М», ракеты, которая предна-
значена в том числе для пилотируемых пусков, – сообщает Иван КРАСНОВ. – Из-
готовление этой модификации плани-
руется сконцентрировать на «Протоне». Учитывая, что узлы и агрегаты, которые закреплены за нашим предприятием, занимают порядка 40% в трудоемкости производства РД-191, а также высокую степень преемственности с прототипом, мы способны в установленные сроки освоить форсированный вариант. Разрабатываются техпроцессы, изготавливается ос-
настка, модернизируется стендовая база. Осваиваем и новые для нас узлы двигателя.

Инвестиции в будущее

Надежда российской космонавтики– ракета-носитель «Ангара-А5» – в настоящее время находится на этапе летных испытаний. После их завершения серийное изготовление ракет будет налажено на омском производственном объединении «Полет». Предприятие входит в Центр имени М. В. Хруничева. Логично, что к этому времени необходимо развернуть и серий-
ный выпуск двигателей РД-191, а позже и РД-191М.
По словам Ивана КРАСНОВА, три инвестиционных проекта уже реализованы. На модернизированных мощностях изго-
тавливаются узлы и агрегаты РД-191 и других перспективных
жидкостных ракетных двигателей. В рамках еще двух инвест-
проектов на площадке в пермском микрорайоне Новые Ляды строится основной производственный корпус площадью 44 тысячи квадратных метров, где разместятся сборочный, меха-
носборочный, механообрабатывающий и гальванический цеха, – будет организован полный замкнутый цикл сборки двигате-
лей. На сегодняшний день степень готовности корпуса свидетель-
ствует о том, что уже ввод его в эксплуатацию состоится в 2023 году. Все эти меры позволят выпускать 40 двигателей РД-191 и РД-191М в год, что достаточно для восьми тяжелых ракет-носи-
телей «Ангара».
Помимо размещения здесь производства двигателей для ракеты «Ангара», рассматривается возможность дозагрузки новых производственных мощностей изделиями в интересах стратегических отраслей промышленности.

Расширяя кооперацию

С середины 1990-х «Протон-ПМ» участвует в создании газотурбинной техники, это ключевое для нас направле-
ние диверсификации, – уточняет руководитель «Протон ПМ». — По заказу пермских предприятий Объединенной двигателестро-
ительной корпорации (ОДК) собираем газотурбинные электро-
станции «Урал», испытываем газотурбинные установки (ГТУ) на многоцелевом адаптивном стенде. Объект создан в 2013 году при поддержке Минобрнауки России в сотрудничестве с Пермским политехом, опорным вузом ракетно-космической отрасли.

В 2021 году был поставлен своеобразный рекорд: заводчане на комплексе провели 151 испытание ГТУ, сопоставимые объ-
емы отмечены и в прошлом году. Предприятие также выступает основным поставщиком литейной продукции для эксплуатиру-
емых авиационных двигателей ПС-90А и перспективных ПД-14 разработки и производства ОДК. Востребованность отечествен-
ных самолетов ведет к росту объемов производства у партнеров пермяков, а значит, и загрузки «Протон-ПМ».

Идея синхронного развития

Перспективы предприятия мы связываем с развити-
ем площадей в Новых Лядах, — делится КРАСНОВ. — В 2025 году на них будут работать три тысячи квалифицирован-
ных сотрудников, что требует создания нового качества жизни, среды, привлекательной для молодежи. Поэтому инициировали проект инновационного территориального кластера «Техно-
полис «Новый Звездный». В кластер заводчане заложили идею синхронного развития двигателестроительного производства и микрорайона. Возводит-
ся новое здание Техношколы им. летчика-космонавта Виктора Савиных на 1 050 мест, уже в 2023 году планируется ввести его в эксплуатацию. На базе дома спорта создается кластер игро-
вых видов спорта «Комета». Разработан проект жилищного строительства. В 2023 году начнется капремонт местной поли-
клиники. Повышается транспортная доступность территории: весной до Новых Лядов запущены электропоезда «Ласточка», а стоимость проезда снижена до городского тарифа. Договорен-
ности по развитию территории подтверждены в ходе рабочей встречи генерального директора Роскосмоса Юрия БОРИСОВА и губернатора Пермского края Дмитрия МАХОНИНА, которая состоялась на форуме «Армия-2022».
Комплексный подход позволит развиваться территории и решать приоритетные задачи предприятия: быстрее осваивать новую продукцию, повышать производительность труда, укре-
плять профессионализм сотрудников и гарантировать их вовле-
ченность в развитие ракетно-космической отрасли.


По материалам protonpm.ru

Иван КРАСНОВ,
директор АО «Протон-ПМ»
Иван КРАСНОВ, директор АО «Протон-ПМ»
«Создание современного производства
жидкостных ракетных двигателей на «Протон-
ПМ» одновременно решает не только
приоритетные задачи самого предприятия, но
и дает новый толчок для развития территории:
снижая себестоимость двигателя и повышая
конкурентоспособность ракеты в целом,
пермские машиностроители оптимизируют
логистические и транспортные потоки, создают
высокотехнологичные рабочие места, формируют
цифровую и трансформируют городскую среду»

Участники спецпроекта

Организация: Протон-ПМ, АО
Отрасль: - Оборонно-промышленный комплекс
Дата: 2023-02-02 11:22:17
Номер журнала: 191
Спецпроект: 65 ЛЕТ ПАО «ПРОТОН-ПМ»
 

Поделиться в соцсетях:

Поделиться на электронную почту:
       



Сетевое издание «ТСР (Тренды. События. Рынки)» (12+). www.tsrmedia.ru. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-86612 от 26 января 2024 г. Учредитель: ООО «Группа компаний «Парад событий» (ОГРН 1169658042070). Редакция: mail@tsrmedia.ru, +7 (343) 22-777-19

Подробная информация об издании

© ООО «Группа компаний «Парад событий»

365 ДНЕЙ 1750648
709580
31 ДЕНЬ 385583
137668
24 ЧАСА 7502
2775
Анализ сайта