Ориентация в послании на снижение социально-экономической дифференциации субъектов резонирует с широким общественным запросом. Различия в качестве жизни населения двух соседних регионов, разница в размере положенных выплат сотрудникам бюджетной сферы (прежде всего медицинским работникам и работникам сферы образования) становились причинами конфликтов, по поводу которых сотрудники писали обращения к президенту. Поручение президента протестировать новую модель оплаты труда, в соответствии с которой зарплата бюджетников в регионах будет выровнена, позволяет не концентрироваться на отдельных региональных кейсах, а ответить на общий запрос. Предполагается, что изначально новая модель будет отработана в отдельных регионах, а затем опыт будет масштабирован на всю страну.
В рамках послания регионам были предложены дополнительные механизмы экономической поддержки. С учетом долговой нагрузки, которая есть у большинства субъектов, решение президента о списании 2/3 задолженности регионов по бюджетным кредитам снимает с регионального политического менеджмента серьезные обременения, которые могли бы стать ограничением в реализации новых поставленных задач. Еще одно значимое решение – «замкнутый цикл» обращения средств, выделяемых под инфраструктурные кредиты. После выплаты долга регионом эти средства снова будут направлены для формирования портфеля инфраструктурных бюджетных кредитов. Третий инструмент расширяет возможность финансового маневра: средства, которые останутся у субъекта после реализации инфраструктурного проекта, регион сможет самостоятельно направить на его качественное улучшение.
Еще один акцент послания2024 – адресная поддержка субъектов. В рамках программы, предложенной Президентом, правительство поддержит «проседающее» — или же, наоборот, перспективное направление развития региона. Так, дополнительная помощь будет оказана субъектам, в которых уровень рождаемости ниже среднероссийского. Это регионы Центральной России и Северо-Запада. Сделан акцент на развитии промышленного потенциала страны, а значит, в фокусе внимания федеральной власти оказываются Москва, Московская область, Республика Башкортостан, Краснодарский край, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Тульская область, Челябинская область, Свердловская область, Нижегородская область (топ-10 наиболее эффективных промышленных регионов по итогам 2022 года).
Особое решение принято для развития прибрежных регионов: часть средств федерального бюджета, полученных от продажи квот на морепродукты, целевым образом будет на социальное развитие муниципалитетов, которые являются базой рыболовной отрасли России. Запланирована поддержка туристических центров: Алтая, Камчатки, Кузбасса, Северного Кавказа, Карелии, Русского Севера.
Будет реализован крупный проект «Пять морей» — на побережье Каспия, Балтики, Азовского, Черного и Японского морей появятся современные гостиничные комплексы. До 2030 года пролонгирован ряд специальных программ развития Северного Кавказа и Калининградской области, Донбасса и Новороссии, Крыма и Севастополя, Арктики и Дальнего Востока.
Сделан акцент на развитии малых городов и поселков: согласно поручению президента, будет определен список из 200 малых и крупных городов, для каждого из которых должен быть разработан и реализован свой мастер-план, в формировании которого примут участие жители территорий. Помимо этого, основными инструментами развития сельских территорий станут газификация (социальная догазификация), поддержка специалистов (программы «Земский доктор», «Земский учитель» и новая – «Земский работник культуры), а также программа комплексного развития территорий и инициативное бюджетирование.
23 апреля 2024 года информационный портал IZ.RU опубликовал результаты исследования Фонда развития гражданского общества (ФоРГО), основанные на данных Росстата, Минфина, ФНС и Федерального казначейства. Субъекты оценивались по девяти социальным и экономическим показателям. В том числе по уровню средней зарплаты, прожиточному минимуму, уплате налогов, показателю промышленного производства.
Лидером по средней зарплате стала Чукотка, по уплате НДС — Ленинградская область, а по уровню промышленного производства — Камчатка.
В целом же по итогам 2023 года топ-35 регионов по социально-экономическому развитию предсказуемо возглавила Москва. Ямало-Ненецкий АО, занимавший первое место по итогам 2022-го, оказался лишь на девятом месте. Также в первую десятку вошли Ханты-Мансийский АО, Санкт-Петербург, Тюменская, Тульская, Ленинградская, Свердловская области, Чукотка и Московская область. Вторую десятку возглавили Сахалинская, Челябинская, Курская области, Ненецкий АО, Камчатка, Красноярский и Пермский край, Татарстан, Самарская и Иркутская области. В третью вошли Вологодская область, Чувашия, Новосибирская, Тверская, Нижегородская области и Якутия (разделили 25-е место), Приморский край, Рязанская, Магаданская области, Коми, Оренбургская и Курганская области (29-е место), Белгородская и Липецкая области (30-е место). Замыкают рейтинг Владимирская область, Башкирия, Марий Эл, Воронежская и Томская области.
При этом лидерами по средней зарплате стали Чукотка, Москва, Магаданская область, ЯНАО, Камчатка, НАО и Якутия. По показателю соотношения прожиточного минимума и уровню оплаты труда лидируют Москва, ЯНАО, ХМАО, Чукотка, НАО, Магаданская область и Якутия. Лучшими по уплате НДС оказались Ленинградская и Вологодская области, а лидерами по промпроизводству — Камчатка и Чувашия.
10 июня 2024 года РИА «Новости» опубликовало обзор 14-го по счету ежегодного рейтинга социально-экономического положения субъектов РФ, подготовленного Центром экономических исследований РИА Новости. Рейтинг построен на основе агрегирования ключевых показателей регионального развития за 2023 год. Результаты рейтинга позволяют судить об уровне и динамике социально- экономического развития того или иного региона в сравнении с другими субъектами РФ. Результаты рейтинга показывают, что в 2023 году в большинстве регионов динамика социально-экономического развития была позитивной. Интегральный рейтинг вырос по сравнению с предыдущим годом у 79 регионов, а снизился только у шести, причем у большинства из них снижение было незначительным – менее 1 рейтингового балла. В качестве позитивного фактора эксперты также выделяют некоторое сокращение неравномерности в социально-экономическом развитии регионов – разрыв по интегральному рейтингу между лидерами и аутсайдерами рейтинга немного снизился.
Лидерами рейтинга, как и ранее, являются Москва и Санкт-Петербург, у которых интегральный рейтинг максимальный и превышает 85 баллов. При этом Москва с интегральным рейтингом 94,4 балла уверенно приближается к абсолютному максимуму в 100 баллов. За 2023 год столичный регион прибавил 1,5 интегрального рейтингового балла, а за последние пять лет – 6,3 балла, что говорит не только о высоком уровне социально-экономического развития, но и хорошей динамике, поясняют аналитики.
Еще у трех регионов - Республики Татарстан, Ханты-Мансийского автономного округа – Югра и Московской области - интегральный рейтинг по итогам 2023 года превышает отметку 80 баллов. Названные регионы стабильно являются лидерами рейтинга и входят в первую пятерку на протяжении нескольких лет. Кроме них в первую десятку рейтинга также входят Свердловская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Краснодарский край, Ленинградская область и Красноярский край.
По сравнению с 2022 годом состав первой десятки не изменился. Внутри десятки изменились лишь места четырех регионов в пределах одной-двух позиций. Регионы-лидеры, входящие в первую десятку, стабильно удерживают свои позиции, а значение их интегрального рейтинга, которое находится на довольно высоком уровне с хорошим отрывом от других субъектов РФ, позволяет утверждать, что эти регионы с большой долей вероятности сохранят свои позиции. Являясь лидерами социально-экономического развития, они обеспечивают 54% суммарного ВРП всех регионов России, в них проживает 33% населения страны. Интегральный рейтинг у всех регионов из первой десятки вырос по итогам 2023 года до значений выше 70 баллов.
Важно также отметить, что по итогам 2023 года интегральный рейтинг вырос у 79 регионов, среди которых у 13 рост превысил пять баллов. Наиболее существенно интегральный рейтинг вырос у Ханты-Мансийского автономного округа - Югра (+7,3 балла). Еще у пяти регионов – Свердловской области, Ростовской области, Нижегородской области, Республики Саха (Якутия) и Амурской области – интегральный рейтинг вырос более чем на шесть баллов. У почти у всех вышеназванных регионов в 2023 году улучшились все показатели, учитываемые при составлении рейтинга, что и привело к существенному росту интегрального рейтингового балла. Исключением является только Нижегородская область, где из анализируемых девятнадцати показателей только по одному было незначительное ухудшение, а по остальным наблюдался рост. В Нижегородской области по итогам 2023 года несколько повысилась доля просроченной кредиторской задолженности крупных и средних предприятий в общем объеме такой задолженности.
Лидерами по росту позиций в рейтинге стали Республика Саха (Якутия), Хабаровский край и Удмуртская Республика, поднявшиеся в рейтинге на семь мест, а также Амурская и Смоленская области, которые поднялись на шесть мест. Интегральный рейтинг данных регионов вырос более чем на четыре балла.Снизился интегральный рейтинг только у шести регионов: у Кемеровской области, у Республики Ингушетия, у Республики Хакасия, у Республики Тыва, у Ненецкого автономного округа, у Чеченской Республики. При этом у большинства из них снижение было незначительным – менее чем на один балл.
Состав нижней части рейтинга также практически не изменился. В последнюю десятку входят Чеченская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Кабардино-Балкарская Республика, Чукотский автономный округ, Республика Алтай, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Ингушетия, Еврейская автономная область и Республика Тыва. При этом составители рейтинга отмечают, что почти у всех регионов из последней десятки интегральный рейтинговый балл вырос, и это свидетельствует об улучшении социально-экономической ситуации в них.
19 марта 2024 года Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин провёл стратегическую сессию о пространственном развитии России, подчеркнув:
«Надо направить усилия на решение ряда первоочередных задач. Прежде всего – на сокращение различий по уровню экономики и социальной сферы среди российских субъектов. Для чего нужно сформировать соответствующие центры роста в регионах с учётом их потенциала – сельскохозяйственного, промышленного, логистического, обеспечить приток инвестиций и увеличение числа рабочих мест».
В своем вступительном слове глава правительства РФ дал оценку текущей ситуации и обозначил ключевые приоритеты:
«В ситуации внешних ограничений по поручению главы государства Правительство разработало и реализовало целый комплекс мер. Они позволили поддержать экономику, чтобы она не просто устояла, а адаптировалась и продолжала движение вперёд.
Такие результаты и определили новые возможности для пространственного развития России. В первую очередь в промышленности. Отечественные предприятия сегодня занимают после ухода зарубежных компаний освободившиеся ниши. Увеличивают производственные мощности, организуют выпуск собственной продукции. Тем самым выстраиваются технологические цепочки внутри страны и, что очень важно, загружаются смежные отрасли. Усиливается взаимодействие между субъектами Российской Федерации. Наращивается дорожная и транспортная инфраструктура, которая является основой роста экономики регионов, предпринимательской активности. Её дальнейшее масштабное расширение позволит легче перестраивать логистику и перенаправлять товарные потоки, создавать дополнительные туристические маршруты, в целом обеспечивать бóльшую связанность территорий.
Теперь надо направить усилия на решение ряда первоочередных задач. Прежде всего – на сокращение различий по уровню экономики и социальной сферы среди российских субъектов. Для чего нужно сформировать соответствующие центры роста в регионах с учётом их потенциала – сельскохозяйственного, промышленного, логистического, обеспечить приток инвестиций и увеличение числа рабочих мест. Кстати, эти четыре параметра – рост ВРП регионов, инвестиции, создание новых рабочих мест и реальные доходы населения соответствующего региона – мы заложили в ключевые параметры по курированию вице-премьерами федеральных округов. Это поможет продолжить строительство современного жилья, детских садов, поликлиник, больниц, модернизировать инженерные сети, чтобы жители даже удалённых территорий имели доступ к качественной медицине, образованию, теплу, чистой воде.
Президент говорил о том, что наши регионы должны стать более самодостаточными. И надо создавать равные условия для самореализации граждан и высоких стандартов жизни в каждом из них. Поэтому важно повышать уровень самостоятельности территорий и совершенствовать государственное и муниципальное управление для принятия эффективных решений, направленных на улучшение ситуации в ключевых сферах.
Необходимо, чтобы всем была понятна модель, экономическая модель, по которой должны развиваться наши регионы с учётом именно территориального планирования, связанности и пространственного развития всей страны».
По итогам стратегической сессии о стратегии пространственного развития России Председателем правительства 23 мая 2024 года даны соответствующие поручения.
Проект обновлённой Стратегии пространственного развития России на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года должен быть подготовлен и внесён в Правительство до 30 августа. Предполагается, что стратегия будет учитывать приоритеты пространственного развития и планы по развитию транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры. В ней также будет обозначена стратегическая роль новых регионов страны. Отвечать за разработку проекта стратегии будет Минэкономразвития совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами. Она должна подразумевать внедрение цифровых инструментов управления пространственным развитием.
Комментируя необходимость подготовки новой стратегии, Михаил Мишустин отметил, действующая сейчас стратегия была принята в 2019 году и разрабатывалась в других условиях. Поэтому задачи и инструменты реализации обновлённого документа должны учитывать текущие геополитические вызовы, региональные и муниципальные приоритеты и быть увязаны с национальными целями и проектами и другими программами. В рамках подготовки проекта стратегии запланирована большая работа. Так, Минэкономразвития совместно с заинтересованными ФОИВ должны представить согласованные предложения по актуализации перечня федеральных схем территориального планирования, нормативному закреплению состава и роли схем территориального планирования, повышению эффективности использования действующей и создаваемой транспортной и энергетической инфраструктуры. Также Минэкономразвития нужно до 1 октября представить предложения по Концепции государственной политики в сфере морского пространственного планирования.
24 июня 2024 года в электронном периодическом издании «MK.ru» опубликовано экспертное мнение депутата Государственной думы, доктора экономических наук, профессора Николая Новичкова, посвященное вопросам управления территориальным развитием страны. По мнению автора, современный этап развития российских регионов характеризуется следующими особенностями.
Во-первых, федеральным центром постоянно реализуется принцип соревновательности, когда регионам предлагают поучаствовать (в том числе на принципах софинансирования) в десятках различных программ и проектов, которые могут носить самый разный характер, начиная со строительства дорог и заканчивая поддержкой научных школ и университетов. Федеральный центр направляет на эти цели триллионы рублей. И сейчас становится реальностью не только строительство высокоскоростных железных дорог и автомобильных трасс от Москвы до Магадана, но и ремонт, например, тысяч сельских домов культуры, что раньше было просто фантастикой. Для реализации данных проектов не нужно укрупнять регионы – требуется, наоборот, инициатива и поддержка с мест, без которой любые федеральные планы и проекты останутся на бумаге. Стоит добавить, что финансирование из федерального бюджета на развитие социальной, транспортной, энергетической и иной инфраструктуры получают все регионы без исключения и роль передовиков часто играют не только привычные лидеры типа Татарстана и Краснодарского края, но и менее населенные, но не менее важные территории — Калининградская, Мурманская, Томская области и многие другие.
Во-вторых, в развитие обозначенной выше темы хочется отметить, что на федеральном уровне ежегодно проводится громадное число конкурсов, позволяющих проявить себя городам и регионам для привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов как государственного, так и частного характера.
В-третьих, это, конечно, масштабные проекты по развитию высшего образования и науки в регионах России. За последние годы была создана обширная сеть федеральных, национальных исследовательских, опорных и иных университетов, которая охватывает всю Россию от Калининграда и Мурманска до Якутска и Владивостока.
В-четвертых, отдельная тема – поддержка развития российских городов. В Послании Федеральному собранию Президент России 29 февраля 2024 года поставил задачу разработать мастер-планы для сотен крупных и малых городов России с вовлечением в процесс поддержки территориального развития тысяч городов и поселений. Это говорит о том, что сейчас важна не только градостроительная документация, но и то, как и чем будут жить наши города в обозримой перспективе. Мастер-планы не создаются без привязки к социально-экономическому развитию, а значит, есть надежда, что мы получим тысячи новых точек социально-экономического роста в большинстве регионов России.
Наконец, в-пятых, продолжающийся несколько лет экономический рост, связанный с масштабной поддержкой промышленности и иных отраслей национальной экономики, начал формировать устойчивую экономическую базу в субъектах Федерации по всей стране. В результате в целом ряде регионов, например, Дальнего Востока прекратилось сокращение населения, а в некоторых даже обозначился демографический рост. При этом поддержка экономики и социальной сферы коснулась не только мегаполисов, но и средних и малых городов. Сейчас экономическими центрами в регионах становятся не только их столицы, но и «вторые» и даже «третьи» города. Здесь вспоминается известная советская поговорка: «Одесса, конечно, не первый город, но точно не второй».
По сути, в настоящее время мы имеем новую сформированную модель отношений Федерации с регионами и городами. Федеральный центр через постоянно открываемые для регионов возможности говорит стране: «Чем больше мы будем производить сами и насыщать товарами внутренний рынок, тем устойчивее будет наша экономика». И здесь есть куда расти. Скажем, в майском указе Президента РФ сказано о необходимости доведения затрат на исследования и разработки (НИОКР) не менее чем до 2% ВВП к 2030 году. Сейчас этот показатель выполнен лишь в нескольких субъектах Федерации, среди них — Москва, Санкт-Петербург и Томская область. В остальных регионах эту задачу еще только предстоит решать в ближайшие годы.
Сейчас Федерации не нужно 10–20 самодостаточных мегаполисов, о чем мечтали «реформаторы» в 90-е или в начале «нулевых». России сейчас нужны сотни городов-центров социально-экономического развития, готовых решать не только масштабные народнохозяйственные задачи, но и обеспечивать занятость и качество жизни в своих регионах. Этот принцип реализуется и на селе. Сейчас на уровне Минсельхоза начала реализовываться программа развития опорных населенных пунктов для поддержки прилегающих сельских территорий с целью развития сельской экономики и предоставления социальных услуг населению на селе. Пока таких «опорников» всего около двух тысяч на всю страну (что в десятки раз меньше, скажем, числа районных центров в нашей стране), но мы исходим их того, что данный процесс только начинается и для сельских территорий также будут созданы институциональные основы стратегической устойчивости.
В обозначенной модели, безусловно, заложено определенное противоречие, связанное с фактическим постоянным модерированием ситуации из федерального центра. Регионам отводится, по сути, роль прилежных исполнителей, в крайнем случае — передовиков-новаторов. Моделирование процесса с точки зрения приоритета регионов тоже возможно (один регион агропромышленный, другой — научно-инновационный), но только в рамках правил, определяемых федеральным центром. Возможно, в условиях международных санкций и ведущейся против нас гибридной войны такие условия вполне оправданны. Но СВО рано или поздно закончится и этап экономической мобилизации сменится этапом устойчивого роста, а для этого совершенно необходима «инициатива с мест», в том числе через реализацию прорывных направлений развития, инициированных передовыми регионами.
Анализируя ежегодный отчет главы правительства Михаила Мишустина перед парламентом, эксперт НИУ ВШЭ Ростислав Туровский в материале, опубликованном 4 апреля 2024 года Интернет-порталом «Российской газеты», оценивает перспективы и приоритеты правительства в работе с регионами. По мнению эксперта, главная ставка сделана на стимулирование социально-экономического развития регионов и привлечение инвестиций, что позволит обеспечить необходимые темпы развития российской экономики. Центр рассчитывает на то, что региональные власти в нынешних непростых условиях активизируют свою деятельность, используя имеющиеся и предоставленные центром ресурсы и опираясь на лучшие практики своей работы.
Для ускорения реализации важных проектов центр принял масштабное решение о списании двух третей регионального госдолга, что позволяет высвободить около 1 трлн рублей и направить их на оперативное решение насущных задач в сферах ЖКХ, дорожного строительства и т.д. В прошлом году уже был первый прецедент, когда правительство списало задолженность 12 регионам на сумму налоговых доходов, которые поступили в 2022 году в федеральный бюджет от реализации инвестиционных проектов. Сейчас эта практика будет более масштабной.
В инвестиционной политике правительство сделало ставку на повсеместное внедрение регионального инвестиционного стандарта. Со своей стороны центр постоянно расширяет число преференциальных экономических режимов в регионах, рассматривая и удовлетворяя все новые заявки. Согласно поручению президента Владимира Путина, готовится создание особой экономической зоны в Белгородской области. В приоритете находится формирование благоприятных условий ведения экономической деятельности на всех территориях, оказавшихся в сложном геополитическом положении, таких как новые регионы, Крым и приграничные территории. А в русле уже сложившихся практик недавно был принят ряд решений о создании новых и расширении действующих ОЭЗ. Проведена оптимизация территорий опережающего развития на Дальнем Востоке с объединением ТОР в рамках субъектов федерации, а решения о расширении ТОР под новые инвестиционные проекты принимаются постоянно, как на Дальнем Востоке, так и в моногородах.
Находит свое дальнейшее развитие практика адресной работы правительства с приоритетными макрорегионами, сочетающими наличие перспектив с ограничениями, которые требуется преодолевать при помощи государства. Для Дальнего Востока удалось выйти на стратегический проект реализации мастер-планов его крупных и средних, а местами и малых городов. Количество мастер-планов достигло 25 и может еще вырасти. Мастер-планы позволяют определить конкретные долгосрочные проекты развития для каждого города, создавая благоприятные условия для жизни и для бизнеса.
Дальневосточные практики планомерно распространяются на Арктическую зону, внимание к которой постоянно растет. Недавно был определен перечень опорных населенных пунктов в Арктике, в который включены 16 агломераций. Это означает, что по опыту Дальнего Востока для арктических агломераций будут разработаны свои мастер-планы. Кроме того, был распространен на Арктику опыт дальневосточной ипотеки, который сулит рост жилищного строительства и позволит удержать людей. Впервые за долгие годы упорядочена практика северного завоза с принятием необходимого федерального закона и последующими решениями по определению территорий и объектов инфраструктуры для надежного обеспечения северян всем необходимым.
В центре постоянного внимания находятся новые регионы, где началась реализация государственной программы восстановления и социально-экономического развития, развернуты масштабные строительные работы, ведется работа по созданию более благоприятного инвестиционного климата.
Стратегическая ставка правительства в региональной политике сделана на те инвестиции, которые приносят долгосрочный результат и создают кумулятивный эффект для развития. Среди них выделяются инвестиции в человеческий капитал. Ярким примером служит программа создания университетских кампусов мирового уровня, где отобрано уже 17 проектов. В ряде регионов при поддержке центра создаются пилотные школы, использующие передовые технологии. Особое внимание уделяется качеству государственного управления с целью повысить эффективность работы региональной власти. В частности, организована работа по цифровой трансформации госуправления, определены региональные кураторы этой сферы, для которых центр создал свой рейтинг эффективности.
Своей обязанностью правительство видит не просто инвестиции в региональную инфраструктуру, но внедрение инноваций на этом направлении. Так, продолжается внедрение в регионах интеллектуальных транспортных систем. Особая ставка сделана на развитие городского электротранспорта и обеспечение регионов зарядной инфраструктурой для электромобилей. В целом развернута беспрецедентная работа по обеспечению российских городов средствами общественного транспорта, в том числе с использованием нового механизма специальных казначейских кредитов. За четыре года было поставлено почти 6 тыс. единиц транспорта, а планы на 2024 год предполагают, что это количество будет превзойдено.
Безусловным приоритетом правительства является повышение качества жизни россиян. Для этого осуществляются масштабные инвестиции в коммунальную инфраструктуру, запрос на модернизацию которой в последнее время заметно вырос. Так, в 2023 году на средства льготных займов ФНБ были введены 675 объектов коммунальной инфраструктуры. Особым направлением стало обеспечение инфраструктурой новых жилых микрорайонов, где в прошлом году ввели в строй более 150 инфраструктурных объектов. В центре отдельного внимания находятся сельские территории, на планы комплексного развития которых в прошлом году направили 64 млрд рублей. Также начата реализация новой программы переселения из аварийного жилья - для жилья, признанного аварийным после 2017 года. При этом центр стимулирует регионы предлагать свои проекты, поддерживая их на конкурсной основе. Популярность приобрели конкурсы лучших муниципальных практик и проектов создания комфортной городской среды, победители которых получают поддержку правительства.
Постоянное внимание уделяется транспортной инфраструктуре, где был недавно обновлен и расширен план дорожного строительства, включающий 380 проектов. Запущена самая большая в истории страны программа модернизации аэропортов, которая охватит не менее 75 объектов.
К вопросу о качестве жизни россиян имеет самое прямое отношение и целенаправленная работа правительства над решением экологических проблем. Так, в прошлом году в рамках проекта "Чистая вода" было введено 389 объектов водоснабжения, а в рамках проекта "Чистый воздух" число его участников было расширено до 41 города. Значительные средства государство сейчас инвестирует в модернизацию очистных сооружений. Разумеется, большое внимание уделяется сфере здравоохранения, где одним из новых приоритетных направлений стала недавно помощь больным с сахарным диабетом с выделением регионам необходимых субсидий. В центре внимания правительства находится первичное звено здравоохранения, в том числе в селах и малых городах, куда вкладываются немалые средства. Центр также помогает регионам со строительством новых крупных объектов здравоохранения, выделяет им средства на закупку медицинского оборудования.
Наконец, внимание правительства к качеству жизни россиян в регионах предполагает и рост интереса самих россиян к поездкам по стране. В рамках программы развития внутреннего туризма ставка сделана на масштабный проект "Пять морей", к которому добавили озеро Байкал. Наряду с ним идет работа по созданию сети модульных отелей, позволяющих привлечь туристов в глубинку, где крупных гостиничных объектов нет.
Как подчеркивает Ростислав Туровский, работу правительства с регионами можно назвать в чем-то привычной и стандартной, а в чем-то креативной, нацеленной на поиск новых форматов и проектов. Правительству удается разрабатывать и реализовывать различные варианты финансирования проектов. Помимо прямой поддержки совершенствуются стимулы для регионов, за счет которых региональные власти сами проявляют активность, ищут и задействуют свои резервы. Подобная тонкая и продуманная работа правительства позволяет решать задачи социально-экономического развития регионов даже в самых сложных условиях.
В аналитической публикации портала www.novostroy.ru от 7 февраля 2024 года эксперты оценили инвестиционную привлекательность российских городов. Так, по мнению директора по развитию технологической компании Only bank Максима Ильгова, российские регионы в 2024 году демонстрируют значительный потенциал для инвестирования, причем интерес не ограничивается только столицами Москвой и Санкт-Петербургом: топ перспективных российских городов для инвестиций включает Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Сочи, Тулу и Калининград:
«Казань является одним из наиболее динамично развивающихся городов России. Благодаря высокому уровню развития образования и культуры, город привлекает таланты со всей страны. Инвестиционный потенциал Казани усиливается благодаря активной поддержке инновационных проектов и стартапов со стороны регионального правительства.
Екатеринбург – крупнейший экономический и культурный центр Уральского региона. Город обладает развитой промышленной базой и высоким уровнем жизни. Инвестиции в Екатеринбург могут быть интересны в сферах машиностроения, металлургии, а также в IT и творческих индустриях.
Новосибирск занимает стратегическое положение как крупнейший транспортный узел Сибири, обеспечивающий связь между европейской частью России и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Город известен своими научно-исследовательскими институтами и образовательными учреждениями, что делает его привлекательным для инвестиций в высокотехнологичные и научные проекты.
Сочи привлекает инвесторов не только как курортный город, но и как центр крупных международных мероприятий. Инвестиции в сферу туризма, гостиничного бизнеса и развлечений имеют большой потенциал. Кроме того, город активно развивает спортивную инфраструктуру и услуги для активного отдыха.
Тула обращает на себя внимание как центр машиностроения и оборонной промышленности. Город предлагает интересные возможности для инвестирования в производство и разработку высокотехнологичного оборудования. Кроме того, Тула активно развивает туристическую и культурную сферу, что также открывает новые перспективы для инвесторов.
Калининград обладает уникальным географическим положением, являясь эксклавом России в Европе. Это предоставляет особые возможности для развития международной торговли, логистики и туризма. Правительство активно поддерживает развитие региона, в том числе через создание специальных экономических зон».
К наиболее перспективным для инвестиций направлениям наряду с мегаполисами основатель инвестиционной компании SharesPro Денис Астафьев, в свою очередь, относит города с крупными градообразующими предприятиями в сфере военно-промышленного комплекса (ВПК) и обрабатывающей промышленности.Такие города, по замечанию эксперта, имеют как высокий инвестиционный потенциал в сфере недвижимости, так и в сферах социального обслуживания и рекреации. Преимуществами таких городов эксперт также называет наличие в них дополнительных льготных ипотечных программ, адресного субсидирования и дотаций муниципалитетам на развитие социальной инфраструктуры.
К перспективным городам Денис Астафьев причисляет научные кластеры типа «Доброград» и «Иннополис», особенно с учетом развития искусственного интеллекта (ИИ) и нахождения в нем национального центра развития ИИ, а также крупные промышленные центры-миллионники – Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара, Казань и прочие агломерации с развитым ВПК. Кроме того, по мнению эксперта интерес представляют нишевые моногорода, вроде Нижнего Тагила с его стратегическим «Уралвагонзаводом», и моногорода-участники целевых федеральных программ, как например «Программа развития моногородов в Красноярском крае. «Отмечу, только в 2022 году на проекты развития моногородов из федерального бюджета было направлено более 2,9 млрд рублей», – отмечает эксперт.
29 июня 2024 года, в День молодёжи, на выставке “Россия” руководитель Росмолодёжи Ксения Разуваева озвучила итоги Всероссийского конкурса программ комплексного развития молодёжной политики в регионах России «Регион для молодых», а также Всероссийского конкурса лучших региональных практик поддержки добровольчества (волонтёрства) «Регион добрых дел» 2024 года. «Программа "Регион для молодых" сегодня действительно объединяет самые разные ресурсы, потому что на каждый вложенный федеральный рубль, то есть на 5 миллиардов, выделяемых ежегодно, прибавляется и по 2 рубля региональных. Это пример очень эффективной совместной работы федерального и регионального уровней, когда все решают единую приоритетную задачу», — подчеркнула Ксения Разуваева.
По результатам конкурса «Регион для молодых» 2024 года субсидии из федерального бюджета распределены между 51 регионом России. Всего в этом году поступило 79 заявок от субъектов — рекордное количество (в 2023 году — 73 заявки). Впервые получат субсидию 8 регионов: Амурская область, Кемеровская область – Кузбасс, Орловская область, Пензенская область, Республика Карелия, Республика Крым, Ставропольский край, Чеченская Республика. По результатам конкурса среди основных трендов в реализации программ «Регион для молодых» на 2025 год стали: поддержка молодых семей (100% победителей планируют систематические мероприятия для данной аудитории), поддержка молодых учёных (80% регионов проведут мероприятия в этом направлении), поддержка сельской молодёжи (50% победителей включили в программы проекты для молодёжи на селе), а также мероприятия по включению молодёжи в деятельность ведущих отраслей регионов, формированию кадрового резерва. Продолжается тренд на развитие муниципальных образований — 75% программ включают в себя проведение мероприятий в муниципалитетах, обучение специалистов муниципальных молодежных центров, а также в рамках инфраструктурного блока предусматривают ремонт (реконструкцию) муниципальных молодежных центров в малых городах и селах.
По результатам конкурса «Регион добрых дел» 2024 года субсидии из федерального бюджета распределены между 30 регионами России. Всего в этом году поступило 69 заявок от субъектов. Конкурс проводится с 2018 года ежегодно. С этого времени 77 регионов, ставшие победителями, получили субсидии на совокупную сумму 1,3 млрд рублей. Наиболее популярными темами добровольческих практик в регионах стали: волонтёрство городской среды, сохранение культурного наследия, медицинское волонтёрство и развитие инфраструктуры добровольчества (ресурсных и Добро.Центров). В 2024 году впервые субсидию получают 3 региона: Челябинская область, Республика Бурятия и Чукотский автономный округ. Регионы-победители станут получателями субсидии на развитие региональной системы добровольчества, вовлечение граждан в волонтёрскую деятельность, а также поддержку проектов и мероприятий добровольческой направленности некоммерческих организаций и бюджетных учреждений. Общий объём субсидии конкурса в 2024 году составил 202,5 млн рублей.
26 июня 2024 года Заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин принял участие в пленарной сессии «Пространство будущего: Азово-Черноморский макрорегион». Мероприятие состоялось на международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ в Москве. Вице-премьер рассказал о приоритетных направлениях инфраструктурного развития юга России и Приазовья.
«Развитию Азово-Черноморского кластера уделяем большое внимание, поскольку он обладает огромным значением для раскручивания экономики всей страны. В макрорегион входит девять субъектов, семь из которых имеют выход к Чёрному и Азовскому морям, а ещё два находятся в непосредственной зоне тяготения и влияют на развитие кластера. Будем использовать комплексный подход для динамичного развития, создавать востребованную для людей инфраструктуру. Хороших эффектов мы сможем достичь, когда увяжем друг с другом все виды строительных работ, для этого сейчас формируем новый нацпроект “Инфраструктура для жизни„», – сказал Марат Хуснуллин.
По словам вице-премьера, в Азово-Черноморском макрорегионе насчитывается 7 тыс. населённых пунктов, в которых проживает порядка 18 миллионов человек. Объём валового регионального продукта составляет более 7 трлн рублей.
Большое внимание уделяется развитию жилищного строительства, а также расширению градпотенциала юга России и Приазовья. На сегодня он составляет более 54 млн кв. м. Вместе с этим организована работа по вовлечению в оборот неэффективно используемых, заброшенных участков. Кроме того, определены 105 точек для роста, включая 66 площадок под комплексное развитие территорий. В ходе своего выступления Марат Хуснуллин подчеркнул, что все эти планы увязываются со Стратегией устойчивого развития Приазовья до 2040 года.
Вице-премьер отметил, что большая работа проводится по развитию новых регионов. С 2022 года там было восстановлено почти 20 тыс. объектов, из них 5 тыс. – многоквартирные дома.
Юг России является лидером внутреннего туризма. Так, благодаря комплексному инфраструктурному развитию к 2030 году планируется увеличить число туристов до 28 миллионов человек. Для повышения привлекательности регионов Азово-Черноморского кластера, а также сохранения экологии Чёрного и Азовского морей необходимо снижать негативные последствия сброса сточных вод. Для этого к 2030 году намечен ввод 46 очистных сооружений общей мощностью 1,3 млн куб. м в сутки.
«На территории Азово-Черноморского кластера активно развивается дорожная сеть. Среди ключевых проектов – автодорожное кольцо вокруг Азовского моря, протяжённость которого составляет более 1,4 тыс. км. Мы продолжаем строительство подходов к Крымскому мосту, расширяем съезды от трассы “Таврида„ к морю, занимаемся приведением в нормативное состояние трассы М-4 “Дон„. И один из серьёзных проектов – будущее строительство дороги от М-4 до Сочи, которая окажет колоссальное влияние на развитие этой территории», – отметил вице-премьер.
По его словам, в целом к 2030 году на юге России и в Приазовье планируется нарастающим итогом ввести около 100 млн кв. м жилья, расширить градпотенциал до 95 млн кв. м, увеличить количество турпоездок в два раза, сократить время в пути от Джубги до Адлера с семи до полутора часов, повысить пропускную способность на маршруте вокруг Азовского моря в три раза и привести в нормативное состояние 85% общественного транспорта.
Также в мероприятии приняли участие первый заместитель Председателя Совета Федерации Андрей Яцкин, руководитель Росреестра Олег Скуфинский, глава Донецкой Народной Республики Денис Пушилин, губернатор Запорожской области Евгений Балицкий, губернатор Херсонской области Владимир Сальдо, председатель правления госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко и другие.
Как сообщило 1 июля 2024 года РИА «Новости», программу развития сельских территорий распространят на новые регионы.
Правительство РФ распространит действие госпрограммы "Комплексное развитие сельских территорий" на Донецкую и Луганскую Народные Республики, Запорожскую и Херсонскую области, сообщил премьер-министр РФ Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами. В ходе совещания Мишустин напомнил, что в рамках программы в регионах РФ строится жилье, создается инфраструктура, благоустраиваются общественные пространства, ремонтируются региональные и местные дороги, строятся и модернизируются социальные объекты, создаются условия для занятий спортом. В текущем году в бюджете предусмотрено 70 миллиардов рублей на эти цели, сейчас их получают 85 регионов, подчеркнул премьер.
"Конечно, эти возможности должны быть у всех российских субъектов. Поэтому мы, соответственно, распространим действие программы на Донецкую и Луганскую Народные Республики, Запорожскую и Херсонскую области. Там и раньше были условия для сельского хозяйства, которые, несмотря на непростую ситуацию, позволяют собирать хорошие урожаи. Принятое решение станет дополнительным стимулом для местных аграриев. В том числе, что очень важно, по созданию новых рабочих мест", - сказал Мишустин. Он подчеркнул, что соответствующее финансирование для сельских территорий в новых регионах РФ должно быть предусмотрено в федеральном бюджете и на 2025 год.
Правительство РФ расширило границы территорий опережающего развития на Дальнем Востоке и в Арктической зоне, приняв в мае 2024 года ряд постановлений по данному вопросу. Согласно этим документам, границы территорий опережающего развития (ТОР) на Дальнем Востоке и в Арктической зоне России будут расширены, что позволит запустить реализацию новых инвестпроектов и продолжить осуществление уже начатых предпринимательских инициатив.
Включение в ТОР «Большой Камень» нового участка, расположенного близ одноимённого города в Приморском крае, а также части бухты Сельдяной в Японском море необходимо для продолжения строительства Приморского металлургического завода. В рамках реализации этого инвестпроекта будут возведены производственные корпуса, транспортная инфраструктура, линии электроснабжения, жильё для сотрудников, а также социальные объекты. На присоединённой территории предполагается создать причал, который сможет принимать суда с необходимым оборудованием для строительства завода. Общий объём инвестиций в реализацию проекта составляет около 160 млрд рублей. Запустить производство планируется в 2025 году. Там будут работать более 1,5 тысячи человек.
Расширение границ ТОР «Амурская» предполагает включение в неё участков в Бурейском, Ивановском и Тындинском муниципальных округах Амурской области. Это, в частности, даст возможность построить складское помещение для действующего производства железобетонных изделий. Кроме того, на новых участках территории опережающего развития к 2025 году планируется создать сухой порт, предназначенный для перевалки грузов между железнодорожным и автомобильным транспортом. Новый инфраструктурный проект позволит увеличить грузопоток между Россией и Китаем. В рамках ещё одного проекта будет создана инфраструктура для перевозки угля с территории угольного разреза в Республике Саха на станцию Талума-Угольная. Предполагается, что начиная с 2030 года объём поставок угля может составить до 2 млн т. Инвесторы готовы вложить в эти проекты в общей сложности 4,1 млрд рублей и создать не менее 150 рабочих мест.
В Арктической зоне будет расширена территория опережающего развития «Столица Арктики». На новых участках в Кольском районе Мурманской области и акватории Баренцева моря планируется начать строительство Западного транспортно-логистического узла. Там будет производиться перевалка грузов между контейнеровозами ледового класса, которые будут идти по Северному морскому пути, и судами неледового класса. В составе транспортно-логистического узла запланировано строительство терминала и двух глубоководных причалов. Проект предполагается завершить в 2026 году. Объём инвестиций, необходимых для создания этого объекта, оценивается в 44,6 млрд рублей. Его запуск обеспечит работой более 700 человек.
Также подписано постановление о расширении ТОР «Хабаровск». На новой территории компания-резидент намерена выкупить часть железнодорожной инфраструктуры станции Мылки. Это необходимо для начала снабжения сырьём и реагентами гидрометаллургического комбината для переработки золото-серебросодержащих концентратов, строительство которого должно завершиться в 2024 году. Расширение проекта обеспечит увеличение объёма частных инвестиций в проект на 1,3 млрд рублей. Таким образом, общий объём инвестиций составит более 46 млрд рублей. Запуск нового производства позволит создать 400 новых рабочих мест.
7 июня 2024 года в рамках Петербургского международного экономического форума состоялась презентация результатов Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах России, который ежегодно формирует Агентство стратегических инициатив (АСИ) на основе опроса предпринимателей. Результаты исследования представила генеральный директор АСИ Светлана Чупшева. По итогам 2023 года Башкортостан вместе с Московской и Тюменской областями занял третье место, улучшив свой показатель на одну позицию. Первую строчку рейтинга заняла Москва, а вторую – разделили Нижегородская область и Татарстан.
«Национальный рейтинг инвестиционной привлекательности важен, так как позволяет губернаторам на основе лучших практик выстраивать системную работу с инвесторами. С другой стороны, есть оценка бизнеса, который обеспечивает обратную связь как в ходе выстраивания инвестрейтинга, так и в ходе оценки внедрения регионального инвестиционного стандарта. И благодаря этой обратной связи идет постоянная донастройка инвестполитики», — сообщил министр экономического развития Максим Решетников.
Глава Башкортостана Радий Хабиров поблагодарил команду Агентства стратегических инициатив, деловые сообщества страны и губернаторов регионов за активную работу по повышению инвестиционной привлекательности на конкурентной основе. Отметим, в 2023 году общий объём инвестиций в экономику республики увеличился на 7,6 процента и достиг 620 млрд рублей. А всего с 2019 по 2023 годы инвестпоток в регион вырос на 52,9 процента. На региональном и муниципальном уровне регулярно проходят «Инвестчасы» и «Предпринимательские часы», на которых принимают решение о поддержке новых проектов.
– В работе с инвесторами не должно быть самоуспокоенности, – отметил Радий Хабиров на церемонии награждения лидеров рейтинга. – В прошлом году мы провели масштабный опрос бизнеса, чтобы понять, что не устраивает предпринимателей на современном этапе работы. По итогам анализа убрали большинство бюрократических требований. И сегодня чтобы получить статус приоритетного проекта, инвестору достаточно подготовить, по сути, только декларацию о намерениях.
Всего на начало лета 2024 года в регионе реализуют более 360 приоритетных инвестиционных проектов с общим объёмом инвестиций порядка 854 млрд рублей и созданием 34 тысяч новых рабочих мест.
По материалам www.regcomment.ru, www.government.ru, www.rg.ru, www.mk.ru, www.iz.ru, www.ria.ru, www.novostroy.ru, www.bashinform.ru, www.fadm.gov.ru
Отрасль: | прочее |
---|---|
Дата: | 2024-07-06 20:19:21 |
Сетевое издание «ТСР (Тренды. События. Рынки)» (12+). www.tsrmedia.ru. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-86612 от 26 января 2024 г. Учредитель: ООО «Группа компаний «Парад событий» (ОГРН 1169658042070). Редакция: mail@tsrmedia.ru, +7 (343) 22-777-19
Подробная информация об издании
© ООО «Группа компаний «Парад событий»