Свою историю Архангельск ведет с 1584 года, когда по указу царя Ивана Грозного в устье Северной Двины на месте основанного еще в XII веке монастыря во имя архангела Михаила была возведена мощная бревенчатая крепость с пристанью для кораблей. Поселение при крепости первоначально называли Новым городом, Новыми Холмогорами, Архангельским городом, а с конца XVIII века за ним закрепилось нынешнее имя — город Архангельск.
Пристань при городе быстро выросла в крупный по тем временам порт, благодаря которому в XVII веке Архангельск пережил эпоху своего расцвета, так как в связи с временной потерей выхода к берегам Балтики торговые связи России с Англией и другими странами Западной Европы осуществлялись через Белое море. В связи с этим в городе был построен комплекс из каменных гостиных дворов с шестью башнями, который выполнял функции как торгового сооружения, так и военной крепости.
В годы Петровских реформ Архангельск сыграл важнейшую роль в создании русского флота. В 1693 году при личном участии Петра I в городе было основано адмиралтейство и заложена верфь, с которой уже в следующем году сошел на воду первый российский торговый корабль «Святой Павел».
В 1701 году по царскому указу в Архангельске было начато строительство Новодвинской крепости — первой в России «регулярной фортеции» в форме квадрата с четырьмя бастионами по углам. В июне того же года у еще не достроенных ее стен произошло сражение, в котором русские одержали первую в Северной войне победу над шведским флотом.
В 1702 году из Холмогор в Архангельск была переведена резиденция и приказная изба двинского воеводы, а в 1708-м город стал центром Архангелогородской губернии, включавшей в себя Кольский полуостров, Карельское и Поморское побережья Белого моря и обширную территорию от Онежского полуострова до Урала.
Во времена правления императрицы Екатерины II Архангелогородская губерния была устранена, и Архангельск стал административным центром Архангельского наместничества, но в 1796-м указом Павла I была образована Архангельская губерния, просуществовавшая вплоть до 1929 года, когда Архангельск стал центром Северного края РСФСР, в состав которого вошли территории Архангельской, Вологодской, Северодвинской губерний, Ненецкого национального округа и автономной области Коми.
В 1936 году Северный край был разделен на Коми АССР и Северную область, административным центром которой стал Архангельск, а ныне существующая Архангельская область появилась в 1937-м в результате разделения Северной области на Архангельскую и Вологодскую.
Основанный как крепость, Архангельск внес значительный вклад в оборону страны не только в стародавние времена, но и в годы Великой Отечественной войны. Как и Мурманск, он был одним из главных портов, принимавших суда с военными грузами от стран-союзниц СССР по антигитлеровской коалиции. Стремясь сорвать эти поставки, гитлеровская авиация с 1941 по 1944 год регулярно совершала бомбардировочные налеты на город и порт, в ходе которых было разрушено свыше 40 различных промышленных объектов и более 200 жилых домов, погибли сотни жителей, но порт Архангельска не прекращал свою работу.
5 декабря 2009 года указом Президента России Архангельску присвоено почетное звание «Город воинской славы».
После выхода в 1722 году царского указа о перенесении всей внешней торговли Российского государства в Санкт-Петербург бурное развитие Архангельска затормозилось, но город все же оставался региональным промышленным центром, где развивались судостроение, рыболовство, деревообработка. А после того как конце XVIII века Екатерина II подписала указ, уравнявший в правах внешней торговли Архангельск с Санкт-Петербургом, город получил новый стимул к развитию и к началу ХХ столетия превратился в крупный судостроительный, лесопромышленный и лесоэкспортный центр страны.
И сегодня Архангельск остается центром лесообрабатывающей, лесохимической и рыбоперерабатывающей промышленности. В городе работают лесопильные, деревообрабатывающие и целлюлозно-бумажные комбинаты, предприятия машиностроения, выпускающие оборудование для лесообработки и судостроения, база тралового флота, рыбзавод, комбинат по переработке морских водорослей.
Изначально Архангельск был важной базой освоения Арктики. От причалов его порта в разные годы отправлялись полярные экспедиции В. Я. Чичагова, А. М. Сибирякова, Ф. П. Литке, П. К. Пахтусова, В. А. Русанова, Г. Я. Седова, а в 1932 году вышедший из Архангельска ледокольный пароход «Сибиряков» впервые за одну навигацию прошел Северным морским путем до Владивостока.
В наши дни в связи с возрождением интереса к Севморпути реализуется ряд перспективных проектов, опорной базой которых является морской порт Архангельска. В октябре 2023 года Правительство РФ утвердило комплексный план развития Архангельского транспортного узла до 2035 года, которым предусмотрено строительство в порту Архангельска нового терминала и создание для него глубоководного морского района в Двинском заливе Белого моря. Значимую часть плана составляют важные для города разделы по строительству новых подъездных путей к действующим и новым терминалам порта, развитию инженерной инфраструктуры, цифровизации, безопасности судоходства в акватории Архангельского транспортного узла, подготовке и повышению квалификации сотрудников его предприятий.
— Арктическая зона сегодня является одним из ключевых факторов для развития экономики города, — отмечает глава Архангельска Дмитрий Морев. — Благодаря ей в 2023 году в нашем городе активно развивались социально значимые проекты в туризме, транспорте и сфере общественного питания, производственные проекты и традиционное строительство.
Еще в 1781 году в Архангельске была открыта старейшая на севере России морская школа, традиции которой сегодня продолжает Арктический морской институт имени В. И. Воронина. В 1832-м начала работу первая в городе классическая гимназия, а в 1929-м провел первый набор студентов Архангельский лесотехнический институт, преобразованный позднее в технический университет, на базе которого в 2010 году создан Северный (арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова. Заслуженной славой пользуется и работающий в городе с 1932 года Северный государственный медицинский университет.
К 2027 году по федеральному нацпроекту «Наука и образование» в Архангельске планируют построить межвузовский кампус мирового уровня «Арктическая звезда». В него войдут три корпуса общежитий на 2750 мест, гостиница на 700 мест, ФОК с бассейном и общественно-деловая зона с научными пространствами, лабораториями и предприятиями общепита. Строительство начнется в юбилейном для города 2024 году.
К 440-летию города мэрия Архангельска приняла решение поставить памятник бывшему градоначальнику Я. И. Лейцингеру, под руководством которого в конце XIX — начале XX века было значительно улучшено благоустройство города: построены несколько школ, амбулатория, проложен водопровод, начато возведение электростанции.
Однако вплоть до середины 1960-х годов Архангельск оставался на 95% застроенным одно- и двухэтажными деревянными домами. Лишь после 1963 года в городе началось массовое строительство многоэтажных кирпичных и крупнопанельных зданий, благодаря чему к своему 400-летнему юбилею, отмечавшемуся в 1984 году, Архангельск обрел свой нынешний архитектурный облик.
Очередной бум жилищного строительства в Архангельске начался только в XXI веке. В 2023 году был сдан рекордный объем нового жилья, что явилось лучшим подарком к нынешней юбилейной дате со дня основания города.
Сетевое издание «ТСР (Тренды. События. Рынки)» (12+). www.tsrmedia.ru. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-86612 от 26 января 2024 г. Учредитель: ООО «Группа компаний «Парад событий» (ОГРН 1169658042070). Редакция: mail@tsrmedia.ru, +7 (343) 22-777-19
Подробная информация об издании
© ООО «Группа компаний «Парад событий»
365 ДНЕЙ | 7926520 2808862 |
---|---|
31 ДЕНЬ | 234730 79342 |
24 ЧАСА | 6661 2008 |