Первый автомобиль сошел с главного сборочного конвейера КАМАЗа 16 февраля 1976 года. С тех пор выпущено более 2,25 миллиона автомобилей и около 2,85 миллиона двигателей.
Каждый третий грузовик полной массой 14–40 тонн в России и странах СНГ — это КамАЗ. Автомобили предприятия эксплуатируются более чем в 80 странах мира.
При выборе места площадки под будущее производство было изучено 70 вариантов его размещения. Выбор выпал на небольшой городок на Каме — Набережные Челны. Его решающим преимуществом стало географическое положение — самый центр бывшего Союза. Судоходные реки Кама и Волга, а также близость железной дороги решали все проблемы с обеспечением стройки материалами, сырьем, оборудованием, комплектующими. Наличие в регионе крупнейшей стройорганизации «КамГЭСэнергострой» позволило завершить возведение заводских корпусов и жилья для будущих камазовцев.
На одном из праздничных мероприятий, приуроченных к юбилею КАМАЗа, президент Татарстана Рустам МИННИХАНОВ рассказал, что на берегу Камы был заложен проект, который кардинально поменял облик машиностроения, облик страны и ввел ее в когорту мировых лидеров по большегрузному автотранспорту.
«В начале 1970-х на стройке трудилось более 100 тысяч человек, — напомнил глава республики. — За время строительства было освоено 4,2 миллиарда рублей капитальных вложений. Установлено более 30 тысяч единиц самого современного оборудования, в большой камазовской эпопее приняли участие и свыше 700 иностранных компаний, и две тысячи заводов из 500 городов Советского Союза. Были созданы одновременно с КАМАЗом и десятки заводов комплектующих, в результате практически все отрасли народного хозяйства СССР получили колоссальный толчок.
Сотням тысяч людей КАМАЗ обеспечил комфортабельное жилье, современные учебные заведения, детские сады, медицинские учреждения, многочисленные объекты культуры, спорта, отдыха и досуга. Благодаря КАМАЗу в Прикамье был создан мощный промышленный и научный центр, а также развитая инфраструктура пригородной сельскохозяйственной зоны.
Каждый год город пополнялся на 30–40 тысяч человек. Если до начала строительства КАМАЗа в Набережных Челнах жили 27 тысяч человек, то сейчас — более полумиллиона.
В середине 60-х годов значительно выросло количество дорог с твердым покрытием. Это позволило конструкторам и инженерам раскрыть все преимущества, которые дает грузовой автомобиль с кабиной, расположенной над мотором. В мае 1969 года появляется первый тестовый образец, прародитель сегодняшнего КамАЗа, — ЗИЛ-170. Испытания прошли успешно, а только затем вышло постановление о строительстве огромного завода.
Пока возводился производственный комплекс, в конструкторском бюро ЗИЛа также кипела работа — разрабатывались новые современные грузовики. За несколько лет успели создать около 50 различных опытных образцов и их модификаций. Грузовики испытывали в суровых областях Союза, на трассе Таллин — Баку, в карьерах Серпухова.
В мае 1974 года в экспериментальном цехе собрали первый двигатель. С этим двигателем сошел с главного сборочного конвейера 16 февраля 1976 года первый бортовой КамАЗ-5320.
Этот автомобиль сохранился, он долгое время работал в БАССР, позже был выкуплен музеем завода, восстановлен и оставлен в качестве экспоната.
29 декабря министр автомобильной промышленности СССР Виктор ПОЛЯКОВ утвердил акт о вводе в эксплуатацию первой очереди Камского комплекса заводов по производству большегрузов. Уже в июне 1979 года с главного конвейера сходит 100 000-й грузовик. Рост производства на КАМАЗе бьет мировые рекорды и беспрецедентен для СССР. В феврале 1981-го были сданы в эксплуатацию мощности второй очереди КАМАЗа.
На десятом году производства, в 1987-м, была создана линия по выпуску малолитражных автомобилей «Ока». Первый автомобиль ВАЗ-1111 «Ока» был произведен уже 21 декабря (в 1994 году будет запущен целый завод по производству малолитражных автомобилей).
В 1988-м проведено финансово-экономическое исследование деятельности предприятия. По подсчетам специалистов, с начала выпуска автомобилей КамАЗ Советский Союз получил только от их эксплуатации около восьми миллиардов рублей транспортной прибыли. Это означает, что за первые десять лет работы КАМАЗ полностью оправдал все капиталовложения, связанные с его строительством. 18 октября 1988 года с конвейера КАМАЗа сошел 1 000 000-й грузовик модели КамАЗ-5320.
В 1976–1978-х годах на заводе производили три базовые модели — это грузовой автомобиль 5320 грузоподъемностью восемь тонн, модификация на его базе строительного самосвала 5511 грузоподъемностью 10 тонн, седельный тягач 5410, его грузоподъемность составляла 20 тонн. Далее был разработан десятитонный грузовик 53252 с увеличенной колесной базой. Затем — самосвал для сельскохозяйственных нужд и седельный тягач, предназначенный для автопоездов, — 54112.
Его грузоподъемность составляла 33 тонны.
В 1981-м в эксплуатацию сдали вторую очередь завода. Наладили выпуск шеститонной версии 4310. Базовую модель готовили для военных целей и оснастили автомобиль лебедкой.
Также на основе этой модели создали сельскохозяйственный 43105. В начале 80-х годов каждую базовую модель оснащали доработанными моторами мощностью 220 л. с. и 10-ступенчатой КПП. Эти автомобили были очень популярны, но не могли конкурировать с зарубежными брендами, поэтому было решено начать разработку КамАЗов нового поколения.
Второе поколение КамАЗов в конце 80-х годов укомплектовывалось новыми отечественными силовыми агрегатами с турбонаддувом. Но также устанавливались и импортные двигатели и комплектующие. Существенно переработали кабины — они стали более комфортными. Для этого просто подняли крыши и применили некоторые конструкционные доработки. 23 августа 1990 года КАМАЗ превратился в акционерное общество, а в 1991-м с конвейера сошел двухосный седельный тягач 5425МА с американским мотором Cummins на 325 л. с. и финской кабиной от Sisu.Сегодня КАМАЗ известен не только выпуском грузовой техники под собственным брендом. С 2000 года на Нефтекамском автозаводе (дочернее предприятие КАМАЗа) производятся городские автобусы НЕФАЗ, которые сегодня можно увидеть во многих городах России. В настоящее время КАМАЗ производит электробусы, разработанные совместно с российскими инженерами. Они превосходят традиционный общественный транспорт по показателям шума, экологичности и экономичности. По Москве курсирует более 1,6 тысячи электробусов производства КАМАЗа.
По-прежнему востребованы среди покупателей грузовики нового поколения, которые специально созданы для России.
В новейшей линейке автомобилей поколения К5 присутствуют магистральные тягачи, транспортные автомобили, тяжелые самосвалы полной массой до 50 тонн, полноприводные автомобили и среднетоннажные автомобили полной массой до 18 тонн. Эти грузовики отличает применение нового двигателя, кабины, оригинальной электронной архитектуры, что позволяет реализовать концепцию подключенного автомобиля, дополнив продукт множеством мобильных сервисов.
В январе 2022 года КАМАЗ собирал 210 грузовиков в сутки, 70 из которых были поколений К4 и К5. По данным компании, в январе, феврале и марте 2024 года с конвейера сошло 1 618 машин нового поколения. Это как минимум в 3,5 раза больше, чем в первом квартале 2023 года.
Компания продолжает выпускать грузовики нового поколения и развивать модельный ряд, даже несмотря на санкционное давление. Это стало возможным за счет масштабной программы импортозамещения. Так, только для флагмана линейки — автомобиля КамАЗ-54901 — специалисты компании совместно с партнерами заново освоили и локализовали производство около 2,3 тысячи позиций. Сегодня автомобили К5 выпускаются на санкционно устойчивой компонентной базе. Выпуск этих грузовиков и дальнейшая эксплуатация уже не зависят от поставок из недружественных стран.
До дебютного рейса по дорогам общего пользования эти машины апробировали на закрытых территориях. Спустя пару месяцев услугами тягачей-беспилотников воспользовался «Магнит». Ретейлеры заинтересованы в коптерах-полуприцепах, которые обеспечивают необходимый температурный режим и позволяют перевозить широкий ассортимент продовольственных товаров без каких-либо ограничений, а также непродовольственные товары.
К 2026 году беспилотные грузовики КамАЗ начнут движение по ЦКАД в Подмосковье и по новой платной трассе М-12 «Восток», соединяющей Москву и Казань. Заместитель министра транспорта РФ Дмитрий БАКАНОВ озвучил эти планы на конференции «Искусственный интеллект в дорожной отрасли — Trans AI 2024». По его словам, через два года количество беспилотных грузовиков увеличится до 93, расширив географию их использования на трассах.
В настоящее время беспилотные КамАЗы курсируют только по трассе М-11 «Нева». За четыре месяца шесть машин перевезли более 10 тысяч тонн груза. В текущем, 2024 году предприятие собирается выпустить на М-11 еще 15 беспилотных грузовиков.
На Петербургский международный экономический форум (в 2023 году) глава КАМАЗа Сергей КОГОГИН приехал сам за рулем тягача-беспилотника (создан на базе магистрального КамАЗ-54901; уже год используется «дочкой» автопроизводителя — компанией NatCar — и в составе автопоезда с полуприцепом осуществляет грузоперевозки между Москвой и СанктПетербургом).
«Доехал шикарно. Я ехал в режиме испытаний: рядом со мной сидели и главный конструктор, и водитель-испытатель. Перед тем как сесть в машину, я спрашивал водителя: «Ты от Москвы до Питера сколько раз вмешиваешься [в управление]?» Он говорит: «Один раз, в Твери, потому что там еще нет объезда».
Мы оцениваем уровень автономности нашего тягача на 3+.
Уровень 4 — я получаю право не держать руки на руле. Но для запуска такого автомобиля мы обязаны сделать конструкцию с резервированием всех функций. Это связано с повышением надежности. Но это, соответственно, дает удорожание машины на пять миллионов рублей в ценах и параметрах прошлого года. Но это пока не ставит вопрос, конкурентна ли такая цена или нет. Вопрос о конкуренции беспилотников возникнет, когда мы перейдем на выпуск машин пятого уровня, когда из стоимости и производства, и эксплуатации «улетают» и водитель, и кабина. Но это время пока не пришло.
По материалам https://tatarstan.top, //kamaz.ru/about/history, http://www.kamaz-volga.ru/about/smi/
В 2023 году в России было продано 28,2 тысячи грузовиков КамАЗ. Марка заняла 20% от общего объема продаж грузовиков, а Татарстан стал одним из лидеров по продажам авто среди регионов.
Сегодня КАМАЗу принадлежит 47% российского рынка тяжелых грузовых автомобилей. Компания занимает 14-е место в мире по объему производства грузовиков тяжелого класса. За свою историю компания выпустила 2,4 миллиона грузовиков.
В январе 2022 года КАМАЗ собирал 210 грузовиков в сутки, 70 из которых были поколений К4 и К5. По данным компании, в январе, феврале и марте 2024 года с конвейера сошло 1 618 машин нового поколения.
Сетевое издание «ТСР (Тренды. События. Рынки)» (12+). www.tsrmedia.ru. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-86612 от 26 января 2024 г. Учредитель: ООО «Группа компаний «Парад событий» (ОГРН 1169658042070). Редакция: mail@tsrmedia.ru, +7 (343) 22-777-19
Подробная информация об издании
© ООО «Группа компаний «Парад событий»
365 ДНЕЙ | 2538086 901163 |
---|---|
31 ДЕНЬ | 65725 23531 |
24 ЧАСА | 2185 687 |