2024.12.11-13 - Полимеры Азербайджан2024.10.23-24 - ВЗЭФ - Волжский зерновой экспортный форум2024.11.19-21 - Транспортная неделя2025.06.17-19 - Rosmould - международная выставка2024.12.12-13 - Форум "Арктика: настоящее и будущее"2024.12.10-13 - Биот2024.08.12-18 - Форум Армия
Тренды | Cобытия | Рынки
Спецпроекты территориально-экономического маркетинга и развития

Создатели морского ядерного щита страны (СПЕЦПРОЕКТ Создатели морского ядерного щита страны | ЖУРНАЛ ТСР № 210)

Владимир ПУТИН, Президент РФ, вручил Михаилу БУДНИЧЕНКО, генеральному директору АО «ПО «Севмаш», Звезду Героя Труда. Июнь 2024 года. Фото: Валерий Шарифулин, ТАСС/ kremlin.ru
В 2024 году отмечает 85-летие один из крупнейших судостроительных комплексов России — АО «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» (АО «ПО «Севмаш»).

Пионер в строительстве подводных атомоходов

АПЛ «Александр Невский» в плавдоке
АПЛ «Александр Невский» в плавдоке

Свою историю АО «ПО «Севмаш» ведет с 1939 года, когда на берегу Двинской губы Белого моря начала работу судостроительная верфь «Завод № 402», давшая жизнь Северодвинску, второму сегодня по численности населения городу Архангельской области.

В годы Великой Отечественной войны завод построил десятки эсминцев, морских охотников, дизельных подводных лодок, лихтеров, плавбаз и паромов, а после победы не только участвовал в реализации плана военного кораблестроения, но и приступил к строительству гражданских судов различного назначения.

Однако с конца 1950-х годов для бывшего завода № 402, переименованного в Севмашпредприятие, основным стало строительство подводных лодок с ядерными силовыми установками. Здесь была построена первая в стране АПЛ проекта 627, получившая название «Ленинский комсомол» и совершившая в 1962 году первый в мире поход подо льдами к Северному полюсу. Затем предприятие приступило к строительству подводных атомоходов второго поколения с 12–16 баллистическими ракетами на борту каждого. К началу 1970-х годов эти АПЛ обеспечили Советскому Союзу достижение паритета с США по морской составляющей стратегических ядерных сил.

В 1980-е годы предприятие осуществило строительство серии АПЛ третьего поколения, в числе которых были мировые рекордсмены среди боевых подводных кораблей по водоизмещению, глубине погружения и скорости движения под водой и которые оставались основными многоцелевыми АПЛ нашей страны вплоть до 2020-х.

После распада СССР завод был преобразован в государственное унитарное предприятие «Производственное объединение «Севмаш», а с 2007 года является акционерным обществом «ПО «Севмаш», вошедшим в том же году в Объединенную судостроительную корпорацию.

О роли личности в развитии предприятия

Делегация АО «ПО «Севмаш» под руководством генерального директора Михаила БУДНИЧЕНКО принимает участие в Международном военно-морском салоне «Флот-2024»
Делегация АО «ПО «Севмаш» под руководством генерального директора Михаила БУДНИЧЕНКО принимает участие в Международном военно-морском салоне «Флот-2024»

После развала СССР Севмаш пережил не лучшее десятилетие своей истории: из-за свертывания гособоронзаказа в 1990-е годы резко упали объемы производства, прекратилось обновление основных производственных фондов, вдвое сократилась численность персонала — с 40 до 20 тысяч человек. Ситуация начала понемногу улучшаться лишь в начале ХХI века, когда был выполнен заказ на строительство двух дизель-электрических подводных лодок проекта 636, а кроме того, завод взялся за новое для себя дело и построил две морские полупогружные платформы MOSS для нефтегазодобытчиков.

Но настоящее возрождение Севмаша началось 12 лет назад, когда новым его генеральным директором был назначен Михаил БУДНИЧЕНКО. Под его руководством была разработана и реализована программа финансового оздоровления завода, проведено масштабное техническое перевооружение цехов, благодаря чему предприятие успешно выполнило крупный заказ Республики Индии по модернизации авианосца «Викрамадитья», построило по заказу ПАО «Газпром» уникальную в своем классе морскую ледостойкую стационарную платформу «Приразломная», а также впервые в своей истории построило крупное судно элитного класса — океанскую мегаяхту проекта А1331.

А главное, что за последние 10 лет завод построил и передал ВМФ девять подводных ракетоносцев четвертого поколения проектов «Ясень» и «Борей», а также исследовательскую подводную лодку «Белгород» и начал строительство серии технически еще более совершенных АПЛ «Борей-А» и «Ясень-М» с внедрением самых передовых информационных технологий и радиоэлектронного вооружения.

Очень важно, что трудовой коллектив Севмаша вырос за эти годы на 27%, и сегодня на предприятии трудятся уже около 30 тысяч человек.

Перспективы дальнейшего роста

Морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная»
Морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная»

Севмаш обладает уникальными научно-техническими и производственными мощностями. Занимая более 320 гектаров территории, завод располагает крупнейшими в России стапельными местами в крытых эллингах общей площадью более 100 000 квадратных метров. Это позволяет предприятию строить суда шириной корпуса до 38 метров дедвейтом до 100 тысяч тонн, а также различные плавучие технические сооружения и морские нефтедобывающие платформы, достигающие 126 метров по длине и ширине и 100 метров высоты с весом конструкций до 85 тысяч тонн.
Предприятие специализируется на судостроении, производстве морской техники для добычи нефти и газа, изготовлении продукции технического назначения для машиностроительной, металлургической и других отраслей промышленности, а также на гарантийном ремонте, модернизации и утилизации кораблей и судов. Но основным направлением деятельности предприятия остается строительство современных подводных лодок.


Электротехническое оборудование для защиты энергетических систем кораблей
АО «ВНИИР-Прогресс» специализируется на сложной и наукоемкой продукции для многих отраслей промышленности как в гражданской сфере, так и в области ОПК.
Читать подробнее
Как рассказал Михаил БУДНИЧЕНКО, выступая на полях Международного военно-технического форума «Армия-2024», благодаря принятым государственным решениям сегодня формируется подводный флот нового поколения и для выполнения этой задачи проводится большая работа по реконструкции мощностей Севмаша. Без остановки производства на предприятии идет замена портальных кранов, строится большой плавучий док «Сухона», завершено строительство батопорта, являющегося частью сухого дока для ремонта кораблей и судов.

Труд корабелов высоко оценивается руководством страны — 1 мая 2024 года Президент России подписал указ о награждении Севмаша почетным знаком «За успехи в труде». 

«Для нашего многотысячного коллектива это не только высокая оценка, но и большая ответственность, — прокомментировал Михаил БУДНИЧЕНКО. — Мы будем стремиться работать более эффективно, более качественно. Флот будет своевременно получать корабли, которые усилят морскую составляющую нашей ядерной триады.

По материалам https://sevmash.ru





Поздравления партнеров
Михаил БУДНИЧЕНКО, генеральный директор АО «ПО «Севмаш», доктор технических наук
Михаил БУДНИЧЕНКО, генеральный директор АО «ПО «Севмаш», доктор технических наук

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Михаил Анатольевич БУДНИЧЕНКО родился 18 ноября 1959 года в городе Северодвинске Архангельской области. Окончил Севмашвтуз — филиал Ленинградского кораблестроительного института и Финансовый университет при Правительстве РФ.

На Севмаше — с 1977 года. Начинал учеником слесаря-монтажника в стапельном цехе 50, затем трудился слесарем-монтажником, мастером, старшим мастером монтажных работ в крупнейшем стапельном цехе 55. В 1991 году возглавил участок электрооборудования, а еще через два года стал заместителем начальника цеха по производству — начальником производственно-диспетчерского отдела. В 1997-м был назначен заместителем генерального директора ФГУП «ПО «Севмаш» — начальником производства продукции технического назначения и товаров народного потребления, а в 2007 году — первым заместителем генерального директора по производству. С мая 2012-го — генеральный директор АО «ПО «Севмаш».

Является лауреатом премии Правительства РФ в области науки и техники и Государственной премии имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова, награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени и медалью этого ордена II степени, орденом «За морские заслуги» и медалью «300 лет Российскому флоту», многими ведомственными и региональными знаками отличия.

За трудовые заслуги и высокий профессионализм М. А. БУДНИЧЕНКО присвоены звания «Заслуженный машиностроитель России», «Почетный судостроитель» и «Почетный гражданин города Северодвинска», указом Президента России от 1 мая 2024 года ему присвоена высшая степень отличия за особые трудовые заслуги перед государством и народом — звание Героя Труда Российской Федерации.

Участники спецпроекта

 

.

 

Сетевое издание «ТСР (Тренды. События. Рынки)» (12+). www.tsrmedia.ru. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-86612 от 26 января 2024 г. Учредитель: ООО «Группа компаний «Парад событий» (ОГРН 1169658042070). Редакция: mail@tsrmedia.ru, +7 (343) 22-777-19

Подробная информация об издании

© ООО «Группа компаний «Парад событий»

365 ДНЕЙ 2538004
901131
31 ДЕНЬ 65643
23499
24 ЧАСА 2190
674