2024.08.12-18 - Форум Армия2024.12.12-13 - Форум "Арктика: настоящее и будущее"2024.11.19-21 - Транспортная неделяCentral Asia Coatings Show2025.04.15-17 - ExpoElectronica - международная выставка2024.12.10-13 - Биот2024.12.11-13 - Полимеры Азербайджан
Тренды | Cобытия | Рынки
Спецпроекты территориально-экономического маркетинга и развития
154

КАМАЗ в лидерах автомобилестроения (СПЕЦПРОЕКТ 55 лет ПАО «КАМАЗ» | ЖУРНАЛ ТСР № 212)

КамАЗ-54901 с кабиной К5
Ровно 55 лет назад, 13 декабря 1969 года, в Набережных Челнах было начато строительство будущего завода КАМАЗ. Над его созданием без преувеличения работала вся страна, а завод вместе с ней переживал подъемы и кризисы. Сегодня это огромный холдинг, выпускающий различные виды автотехники: магистральные тягачи, самосвалы, автобусы, электробусы, специальную технику. В группу КАМАЗ входит несколько заводов и больше 100 компаний в России и за рубежом.
К юбилею КАМАЗ — признанный лидер российского автомобилестроения, представляющий инновационные транспортные решения мирового уровня — приходит крупнейшим в России и странах бывшего СССР производителем тяжелых грузовых машин, который соответствует всем современным тенденциям. Это и цифровизация производства, и развитие экотранспорта, и создание беспилотников.

Грузовики Камского автозавода колесят на всех континентах

Компания входит в мировой топ-15 по выпуску тяжелых грузовых машин. Грузовики Камского автозавода колесят на всех континентах, даже там, где дорог нет в принципе. Спортивные грузовики команды «КАМАЗ-Мастер» не боятся бездорожья ралли «Дакар». С 1990 года участники команды сами разрабатывают, проектируют, собирают гоночные грузовики и выступают на них в соревнованиях.

Во всем мире количество заинтересованных автомобилями КамАЗ государств превысило четыре десятка. Большая часть экспорта отправляется в страны СНГ, которые успешно эксплуатируют и хорошо знают российскую технику еще с советских времен.

В 2023 году в России было продано 28,2 тысячи грузовиков КамАЗ. Марка заняла 20% от общего объема продаж грузовиков, а Татарстан стал одним из лидеров по продажам авто среди регионов. Российские грузовики охотно покупают в странах ближнего и дальнего зарубежья и даже на родине МАЗа — в Беларуси.

В 2020 году 109 машин из Набережных Челнов нашли своих хозяев в этой стране.

Сегодня КАМАЗу принадлежит 47% российского рынка тяжелых грузовых автомобилей. Компания занимает 14-е место в мире по объему производства грузовиков тяжелого класса. За свою историю компания выпустила 2,4 миллиона грузовиков.
 

На санкционно устойчивой компонентной базе

Производство ПАО «КАМАЗ»
Производство ПАО «КАМАЗ»

КАМАЗ известен не только выпуском грузовой техники под собственным брендом. С 2000 года на Нефтекамском автозаводе (дочернее предприятие КАМАЗа) производятся городские автобусы НЕФАЗ, которые сегодня можно увидеть во многих городах России.

В настоящее время КАМАЗ производит электробусы, разработанные совместно с российскими инженерами. Они превосходят традиционный общественный транспорт по показателям шума, экологичности и экономичности. По Москве курсирует более 1,6 тысячи электробусов производства КАМАЗа.

По-прежнему востребованы среди покупателей грузовики нового поколения, которые специально созданы для России. В новейшей линейке автомобилей поколения К5 присутствуют магистральные тягачи, транспортные автомобили, тяжелые самосвалы полной массой до 50 тонн, полноприводные автомобили и среднетоннажные автомобили полной массой до 18 тонн. Эти грузовики отличает применение нового двигателя, кабины, оригинальной электронной архитектуры, что позволяет реализовать концепцию подключенного автомобиля, дополнив продукт множеством мобильных сервисов.

В январе 2022 года КАМАЗ собирал 210 грузовиков в сутки, 70 из которых были поколений К4 и К5. По данным компании, в январе, феврале и марте 2024 года с конвейера сошло 1 618 машин нового поколения. Это как минимум в 3,5 раза больше, чем в первом квартале 2023-го.

Компания продолжает выпускать грузовики нового поколения и развивать модельный ряд, даже несмотря на санкционное давление. Это стало возможным за счет масштабной программы импортозамещения. Так, только для флагмана линейки — автомобиля КамАЗ-54901 — специалисты компании совместно с партнерами заново освоили и локализовали производство около 2,3 тысячи позиций. Сегодня автомобили К5 выпускаются на санкционно устойчивой компонентной базе. Выпуск этих грузовиков и дальнейшая эксплуатация уже не зависят от поставок из недружественных стран.
 

Искусственный интеллект

Впервые КамАЗы с беспилотным управлением отправились из Санкт-Петербурга в Москву по трассе «Нева» в июне 2023 года. Три грузовика стартовали с 679-го километра трассы. В ходе рейса планировалось отработать алгоритм программного обеспечения и сенсоров. Всего с лета 2023 года на этой автодороге работают девять высокоавтоматизированных транспортных средств.

До дебютного рейса по дорогам общего пользования эти машины апробировали на закрытых территориях. Спустя пару месяцев услугами тягачей-беспилотников воспользовался «Магнит». Ретейлеры заинтересованы в коптерах-полуприцепах, которые обеспечивают необходимый температурный режим и позволяют перевозить широкий ассортимент продовольственных товаров без каких-либо ограничений, а также непродовольственные грузы.

К 2026 году беспилотные грузовики КамАЗ начнут движение по ЦКАД в Подмосковье и по новой платной трассе М-12 «Восток», соединяющей Москву и Казань. Заместитель министра транспорта РФ Дмитрий БАКАНОВ озвучил эти планы на конференции «Искусственный интеллект в дорожной отрасли — Trans AI 2024». По его словам, через два года количество беспилотных грузовиков увеличится до 93, расширив географию их использования на трассах.

В настоящее время беспилотные КамАЗы курсируют по трассе М-11 «Нева». За четыре месяца шесть машин перевезли более 10 тысяч тонн груза. В текущем, 2024 году предприятие собирается выпустить на М-11 еще 15 беспилотных грузовиков.
 

Амбициозные цели автогиганта

В середине февраля КАМАЗ опубликовал свою программу стратегического развития до 2030 года, утвержденную советом директоров автогиганта еще в декабре 2023-го. 16-страничный документ описывает ключевые направления развития завода на ближайшие годы — от потенциальной выручки до препятствий на пути к светлому будущему концерна.

Автогигант поставил амбициозные цели: к концу десятилетия годовая выручка вырастет до 806 миллиардов рублей, а продажи грузовиков — до 60 тысяч. Концерн не производил больше 58 тысяч грузовиков с 1993 года. И это только базовый прогноз. В самом оптимистичном уже через шесть лет КАМАЗ произведет 84 тысячи тягачей.

2/3 выручки КАМАЗ планирует сделать на грузовых машинах. К 2025 году их продажи вырастут на 43%, до 281 миллиарда рублей, к 2030-му — в 2,6 раза, до 511 миллиардов. 65 миллиардов выручки будет сделано на пассажирском транспорте, 49 миллиардов — на запчастях, 48 миллиардов — на прицепной технике, 86 миллиардов — на транспортном бизнесе и еще 46 миллиардов — прочее.

В течение шести лет изменится показатель продаж по сегментам: если в 2022-м весомую долю давала спецтехника, то с 2025 года основной упор автогигант сделает на седельных тягачах. Среди основных направлений развития завода — новое поколение грузовиков К5. У семейства непростая судьба. Усилия, которые КАМАЗ прикладывал в течение последних пяти лет перед запуском в серию в 2020 году, на какое-то время уменьшились после 2022-го. Западные поставщики ушли вместе с компонентной базой, заводу пришлось в течение года перезапустить производство с «восточными» и отечественными запчастями.

Из-за этого в 2023-м компания торговала ограниченными партиями, в основном седельными тягачами КамАЗ-54901. Но уже в 2024 году автоконцерн планировал расширение модельного ряда нового поколения. Например, в продажи планировались трехосные тягачи КамАЗ-65659 и тяжелые самосвалы КамАЗ-65951. Всего в 2024-м выпустят более 15 тысяч машин нового поколения — в три раза больше, чем в прошлом, 2023-м, отмечал генеральный директор КАМАЗа Сергей КОГОГИН. Таким образом, КАМАЗ планирует к 2030 году занять 50% российского рынка, оставив партнерам из Поднебесной скромные 33%.

По материалам https://www.business-gazeta.ru/article/626662, https://tatarstan.top/achievement/kamaz-/
 





Участники спецпроекта

 

*

 

Сетевое издание «ТСР (Тренды. События. Рынки)» (12+). www.tsrmedia.ru. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-86612 от 26 января 2024 г. Учредитель: ООО «Группа компаний «Парад событий» (ОГРН 1169658042070). Редакция: mail@tsrmedia.ru, +7 (343) 22-777-19

Подробная информация об издании

© ООО «Группа компаний «Парад событий»

365 ДНЕЙ 7939309
2813317
31 ДЕНЬ 234727
80047
24 ЧАСА 7462
2938