? | Елена Анатольевна, в этом году исполнилось 180 лет железнодорожной медицине. Что эта дата значит для вас?
— Для меня работать в компании, за которой стоит такая история, — огромная честь и ответственность. Сегодня сложно представить, каким прорывом стало решение императора Николая I предоставить право действительной службы врачам десяти лазаретов, созданных для оказания медицинской помощи строителям железной дороги Москва — Санкт-Петербург. С 1844 года и ведет отсчет железнодорожная медицина, хотя первая стационарная больница открылась десятилетием позже.
Без понимания того, сколько сделано до нас, сложно развиваться и строить планы на будущее. Этот почти двухвековой опыт помогает нам во всем.
? | Что собой представляет железнодорожная медицина сейчас?
— Сегодня мы — правопреемники этого огромного наследия. Мы прошли большой путь, выстроили управленческую систему таким образом, чтобы она максимально отвечала потребностям пациентов. Сегодня «РЖД-Медицина» — это частная сеть из более 400 медицинских учреждений, включающая многофункциональные центры, поликлиники, лаборатории, медицинские пункты на станциях и аптеки. География простирается от Сахалина до Калининграда — всего 71 регион. «РЖД-Медицина» — первая и единственная сеть здравоохранения, которая специализируется на производственной медицине. По всей России функционируют более полутора тысяч пунктов предрейсовых осмотров.
? | Многие считают, что поликлиники и больницы сети «РЖДМедицина» доступны только железнодорожникам. Так ли это?
— Услуги нашей сети могут получать и простые граждане, чья трудовая деятельность не связана с железной дорогой. Мы работаем и по ОМС. К подразделениям компании прикреплены более двух миллионов человек, 54,9% из которых — территориальное население. Всем им предлагается полный спектр медицинских услуг: от первичного приема специалистов до сложнейших операций. Так что мы открыты для всех и очень востребованы: в 2023 году мы зафиксировали больше 30 миллионов врачебных посещений.
? | Кадры решают все, при этом в сфере здравоохранения есть дефицит. Как выстроена работа в этом направлении?
— Конечно, все, о чем я говорила выше, было бы невозможным без людей — тех, кто изо дня в день способствует развитию и процветанию сети «РЖД-Медицина». Мы рады привлекать перспективных и квалифицированных специалистов, вкладываться в их обучение и развитие.
Все началось 30 лет назад с кафедры железнодорожной медицины в системе Министерства путей сообщения, на базе которой впоследствии был открыт образовательный центр последипломного и дополнительного профессионального образования. Сейчас мы трансформируем центр в корпоративную медицинскую Академию «РЖД-Медицина». Планируем, что там будет реализован полный цикл образовательных программ — от ординатуры и магистратуры до курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки, мастер-классов, бизнес-тренингов. В корпоративной академии будут возрождены лучшие традиции подготовки врачей железнодорожной медицины, созданы инновационные образовательные программы по производственной медицине, психофизиологии, персонализированной терапии и диагностике. Для каждого слушателя академии будет разработана индивидуальная образовательная траектория, предложена программа наставничества, развития исследовательского потенциала.
Приоритетным направлением образовательной деятельности в «РЖД-Медицина» всегда была и остается подготовка руководителей — лидеров железнодорожного здравоохранения и формирование резерва управленческих кадров сети. Именно они стоят во главе ключевых реформ и трансформаций. Важно, чтобы они перестраивали процессы оперативно и качественно, учитывая быстро меняющуюся среду и те внешние вызовы, с которыми сталкивается здравоохранение в целом.
Наша система управления кадровым резервом работает уже шесть лет и включает Школу кадрового резерва, а также различные стратегические программы развития преемников. Система работает эффективно. С каждым годом мы назначаем все больше резервистов на вакантные должности директоров и главных врачей: в 2022 году — 67%, в 2023-м — 75%, в 2024-м — 86%.
? | С такой длинной и богатой историей наверняка существуют и целые династии.
— Конечно. И мы очень ими гордимся. Одна из них — династия Модновых, основанная в 1914 году. Шесть поколений этой семьи работают в железнодорожной медицине. Общий стаж — 255 лет! Представитель этой династии Вера Николаевна Фадеева и сейчас трудится в поликлинике на станции Ржев заведующей кабинетом по контролю качества медицинской помощи.
Наш главный уролог — Федор Севрюков — тоже потомственный железнодорожный медик. Он впервые в Европе и РФ провел эндоскопическое лечение аденомы предстательной железы больших размеров — плазменную трансуретральную энуклеацию простаты. Внедрил эту технологию в практику. Он единственный в мире уролог, удаливший таким способом аденому 440 см3.
? | Среди ключевых направлений вашей нынешней деятельности — передвижная медицина. Расскажите, пожалуйста, поподробнее о таких проектах.
— С 2022 года «РЖД-Медицина» реализует проект «Везем здоровье людям». Его цель — предоставление услуг жителям труднодоступных населенных пунктов. Это стало возможным благодаря передвижным медицинским комплексам. У нас есть и автомобильные, и железнодорожные комплексы. Автомобильный комплекс представляет собой полуприцеп с консультативно-диагностическим блоком, модуль с маммографом и флюорографом на базе автомобиля КамАЗ и автобус для перевозки медицинского персонала. На территории страны действует 14 передвижных комплексов, которые базируются в крупных городах: Калининграде, Санкт-Петербурге, Самаре, Астрахани, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Оренбурге, Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Чите, Хабаровске. Медицинские автомобильные модули устанавливаются также на железнодорожные платформы, благодаря чему медики могут попасть в населенные пункты, где отсутствует автотранспортное сообщение.
Есть тематические проекты. В 2023 году «РЖД-Медицина» запустила Всероссийскую акцию «Поезд здоровья „Вместе против диабета“». Главная цель этого проекта — рассказать людям о том, как важны профилактические медосмотры. Механика акции проста: врачи «РЖД-Медицина» в специальном поезде, оснащенном необходимым медицинским оборудованием, проследовали по маршруту Владивосток — Москва с остановками в 37 населенных пунктах 30 регионов России.
Особенно важная история — передвижные консультативнодиагностические центры (ПКДЦ) на базе железнодорожных поездов, полностью укомплектованные медицинским оборудованием и медицинскими кадрами, в том числе узкими специалистами. Они предназначены для оказания медицинской помощи железнодорожникам, членам их семей, пенсионерам компании и жителям отдаленных населенных пунктов.
Первый такой поезд — «Здоровье» — был запущен в 1993 году на Западно-Сибирской железной дороге.
? | В регионах Дальнего Востока и Сибири стал курсировать уникальный медицинский поезд. В чем его особенность?
— Да, это передвижной консультативно-диагностический центр (ПКДЦ) «Святой Пантелеймон». Его основная задача — оказание профессиональной качественной медицинской помощи жителям труднодоступных регионов России.
В 2024 году маршрут следования поезда проходит по шести регионам — Республике Бурятии, Забайкальскому, Хабаровскому краям, Амурской и Иркутской областям, Еврейской автономной области, а в 2025-м добавятся еще два — Приморский край и Республика Саха (Якутия).
У пациентов передвижной поликлиники есть возможность сделать рентген, маммографию, УЗИ, пройти спирометрию и стресс-тесты, получить консультацию эндокринолога, уролога, хирурга и педиатра.
Поезд «Святой Пантелеймон» первым в России получил регистрацию в качестве медицинского изделия — передвижного консультативно-диагностического центра.
На сегодня врачи «Святого Пантелеймона» провели более 20 тысяч приемов. Выявлены более 10 тысяч заболеваний, из которых четверть — это впервые установленный диагноз.
Поезд — это большой социальный проект, который получил поддержку Президента России. Мы не отделяем себя от национальной системы здравоохранения. Наша миссия — делать людей здоровыми. Глобальной целью всех наших проектов является сохранение здоровья человека и выполнение всех национальных целей по здравоохранению.
Сетевое издание «ТСР (Тренды. События. Рынки)» (12+). www.tsrmedia.ru. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-86612 от 26 января 2024 г. Учредитель: ООО «Группа компаний «Парад событий» (ОГРН 1169658042070). Редакция: mail@tsrmedia.ru, +7 (343) 22-777-19
Подробная информация об издании
© ООО «Группа компаний «Парад событий»
365 ДНЕЙ | 7976617 2826943 |
---|---|
31 ДЕНЬ | 229354 78748 |
24 ЧАСА | 6358 2278 |