Приразломное нефтяное месторождение — единственное в Арктике, разрабатываемое в условиях замерзающего моря, — расположено в юго-восточной части Баренцева моря в 60 километрах от берега. Ледяной покров здесь сохраняется в течение семи месяцев, высота торосов достигает двух метров.
Для разработки месторождения была специально создана морская ледостойкая платформа «Приразломная», приспособленная к работе в сложнейших условиях. Платформа выполняет все технологические операции: бурение, добычу, хранение нефти, подготовку и отгрузку продукции на танкеры, выработку тепловой и электрической энергии.
Благодаря небольшой глубине моря в районе месторождения платформа установлена прямо на морском дне.
Повышению эффективности работы платформы, обеспечению стабильной добычи нефти способствует применение современных технологий, строительство сверхпротяженных скважин и внедрение IT-инструментов.
Все добывающие скважины на Приразломном – высокотехнологичные горизонтальные. В 2021 году была пробурена сверхсложная (DDI 7,05*) скважина протяженностью более 6,6 километра, что стало в то время новым рекордом для морских месторождений компании. Безопасность работы обеспечивает система защиты, перекрывающая скважину сразу в двух местах. В 2023 году здесь пробурены две высокотехнологичные скважины. При строительстве установлены рекорды по индексу сложности направленного бурения, протяженности скважины и длине горизонтальной части.
Строительство скважин и другие производственные процессы координируют центр управления добычей и центр управления строительством скважин в Санкт-Петербурге. Инженеры в онлайн-режиме определяют оптимальную траекторию бурения, оперативно принимают решения о корректировке параметров и других изменениях. Анализ данных цифровой модели месторождения и другие IT-инструменты помогают вести онлайн-контроль за ключевыми этапами добычи, отгрузки нефти на танкеры, контролировать целостность оборудования и отслеживать движение судов с учетом ледовой обстановки.
Работа центров позволяет увеличить скорость и эффективность принятия решений в управлении отдаленной на несколько тысяч километров платформой, а также обеспечить более высокий уровень безопасной работы на шельфе Арктики.
Резервуары для хранения добытой нефти расположены в нижней части платформы — кессоне. Для устойчивости к коррозии и износу его стены выполнены из четырехсантиметрового слоя стали, трехметровое пространство между стенами заполнено сверхпрочным бетоном. Свободное от нефти пространство в хранилище всегда заполнено водой, поэтому кислорода в резервуарах нет, а значит, и возможность взрыва исключена. На танкеры с платформы сырье перекачивают устройства прямой отгрузки. Они оснащены системой, которая в случае опасности прерывает подачу нефти в течение семи секунд.
Безопасную круглогодичную отгрузку нефти с Приразломного месторождения обеспечивает система ледового менеджмента на основе метеоданных. Анализ этой информации даст возможность самообучающимся математическим моделям строить точные прогнозы погодных окон отгрузки.
Рядом с платформой несут постоянное дежурство ледокольные суда, оборудованные новейшими нефтесборными комплексами. На берегу в районе работы «Приразломной» также размещено оборудование для ликвидации разливов нефти. Подробный план предупреждения и ликвидации возможных разливов нефти (ЛРН) предусматривает различные сценарии развития ситуации и определяет пути решения проблем.
Платформа работает по принципу нулевого сброса: все отходы производства либо закачиваются в специальную скважину, либо вывозятся на материк и утилизируются. Вода для технологических нужд забирается через специальные рыбозащитные устройства. Для снижения шумового воздействия вертолеты совершают полеты над морем на комфортной для его обитателей высоте — не ниже 500 метров.
В апреле 2014 года «Газпром» отгрузил первую партию нефти, добытую на Приразломном месторождении. В мероприятии приняли участие председатель правления ПАО «Газпром» Алексей МИЛЛЕР, руководители профильных подразделений и дочерних обществ компании, подрядных организаций. Команду на отгрузку дал Президент России Владимир ПУТИН.
Объем первой партии нефти составил 70 тысяч тонн. Ее доставку до потребителей Северо-Западной Европы обеспечил танкер «Михаил Ульянов». Он, как и танкер «Кирилл Лавров», был построен по заказу «Газпрома» специально для транспортировки нефти Приразломного месторождения.
В августе 2023 года накопленная добыча нефти на месторождении превысила 25 миллионов тонн с начала промышленной эксплуатации.
По словам Игоря РУСТАМОВА, генерального директора «Газпром нефть шельфа», чем дольше развивается проект, тем более амбициозные задачи встают перед компанией.
«Дальнейшая разработка месторождения предполагает бурение сверхсложных скважин протяженностью свыше 7,5 километра. Мы уверенно наращиваем кадровый, экспертный и производственный потенциал, применяем инновационные технологии. Это позволяет безопасно работать в Арктике и вести стабильную добычу нефти, – подытожил Игорь РУСТАМОВ.
https://shelf.gazprom-neft.ru,
https://shelf.gazprom-neft.ru,
https://www.gazprom.ru
Сетевое издание «ТСР (Тренды. События. Рынки)» (12+). www.tsrmedia.ru. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-86612 от 26 января 2024 г. Учредитель: ООО «Группа компаний «Парад событий» (ОГРН 1169658042070). Редакция: mail@tsrmedia.ru, +7 (343) 22-777-19
Подробная информация об издании
© ООО «Группа компаний «Парад событий»
365 ДНЕЙ | 7926742 2808973 |
---|---|
31 ДЕНЬ | 234742 79357 |
24 ЧАСА | 6625 2041 |