Федеральный журнал ТСР. Рекламные возможности
ТСР – федеральный портал о трендах, событиях и рынках
Спецпроекты территориально-экономического маркетинга и развития
379

Строительство и ЖКХ, городская среда





Строительство и ЖКХ — 2024: развитие городской среды, проблемы и перспективы

Строительство и ЖКХ — 2024: развитие городской среды, проблемы и перспективы
29 февраля 2024 года портал Ассоциации «Национальное объединение строителей», публикуя основные тезисы из послания Владимира Путина Федеральному Собранию по вопросам стройотрасли, отмечает весь комплекс ключевых моментов.

Ипотечные продукты для молодых семей: нужна постоянная работа, направленная на повышение качества жизни семей с детьми, на поддержку рождаемости. И для этого мы запустим новый национальный проект, который так и называется: "Семья". В прошлом году в России было построено свыше 110 миллионов квадратных метров жилья. Это в полтора раза больше самого высокого советского показателя, который был достигнут в 1987 году. Тогда было построено 72,8 миллиона квадратных метров, а сейчас - 110.

Ещё важнее, что за последние шесть лет миллионы российских семей улучшили свои жилищные условия, в том числе более 900 тысяч - с помощью семейной ипотеки. Эта программа началась у нас в 2018-м, напомню. Мы постоянно повышали её доступность: сначала ею могли воспользоваться семьи, в которых растут двое и более детей, затем семьи с одним ребёнком. Программа семейной ипотеки действует до июля текущего года. Предлагаю её продлить до 2030 года, сохранив основные базовые параметры. Особое внимание уделить семьям с детьми до шести лет включительно, для них льготная ставка кредита останется прежней - шесть процентов.

И ещё. Сейчас при рождении третьего ребёнка государство погашает за семью часть ипотечного кредита - 450 тысяч рублей. Также предлагаю продлить действие такой нормы до 2030 года. В текущем году потребуется почти 50 миллиардов рублей на это, потом по нарастающей всё больше и больше, но деньги для этого есть. В целом задача в том, чтобы строящееся жильё становилось более доступным для семей, чтобы жилищный фонд в стране системно обновлялся.

Для жителей малых городов: еще одно дополнительное решение, которое нужно доработать и принять. Прошу Правительство предусмотреть особые условия семейной ипотеки именно для малых городов, а также для тех регионов, где новые многоквартирные дома строятся в небольшом объеме или их вообще нет. Нужно сделать это максимально оперативно, решить вопрос о ключевых параметрах, в том числе размерах первичного взноса и ставки по кредиту.

Для жителей Дальнего Востока и Арктики, Донбасса и Новороссии: также продолжим специальные ипотечные программы со ставкой 2% для жителей Дальнего Востока и Арктики, Донбасса и Новороссии. Кредит на таких же льготных условиях в этих регионах смогут получать и участники, и ветераны специальной военной операции.

Строительство и капремонт спортивных и образовательных объектов: за последние годы у нас в разы выросло число граждан, которые регулярно занимаются спортом. Предлагаю за счет федеральных ресурсов ежегодно строить в регионах, прежде всего в малых городах, на сельских территориях, дополнительно не менее 350 спортивных объектов. Дополнительно направим на эти цели за шесть лет порядка 65 миллиардов рублей из федерального бюджета. Многие наши детские сады были открыты еще в советское время и нуждаются в обновлении. Со следующего года начнем программу их капитального ремонта. Что касается школ, то здесь капитального ремонта требуют около 18,5 тысяч зданий. До 2030 года мы поможем регионам полностью закрыть эту накопившуюся проблему, а в дальнейшем будем проводить ремонты школ уже в плановом режиме. В целом на капитальный ремонт детских садов и школ выделим дополнительно более 400 миллиардов рублей. Увеличивается число школьников, которые учатся во вторую смену, а в некоторых школах вводится даже и третья смена. В тех городах, где вопрос переполнения образовательных учреждений стоит наиболее остро, придется опять за счет федерального бюджета, за счет федеральных ресурсов решать эту задачу, построим дополнительно в общей сложности не менее 150 школ и более 100 детских садов.

Отдельно поручаю Правительству совместно с регионами реализовать программу ремонта и оснащения учреждений среднего профессионального образования. Нужно привести в порядок не только учебные здания, но и спортивные объекты, общежития техникумов и колледжей. За шесть лет направим на эти цели 120 миллиардов рублей из федерального бюджета. Также выделим дополнительно 124 миллиарда рублей и в предстоящие шесть лет проведем капитальный ремонт порядка 800 общежитий вузов и университетов.

Укрепление кадрового потенциала: мы понимаем, какие риски и факторы могут привести к замедлению экономического роста, нашего развития в целом. Это в первую очередь нехватка квалифицированных кадров и собственные передовые технологии - их отсутствие по некоторым направлениям. Здесь нужно работать на опережение. В России растет большое молодое поколение. Нам важно, чтобы эти ребята, сегодняшние подростки, стали профессионалами своего дела, готовыми трудиться в экономике 21 века. На это направим новый национальный проект "Кадры".

Много, безусловно, об этом говорим, но нужно на деле укрепить связку всех уровней образования от школы до вуза. Они должны работать в единой логике, на общий результат. Конечно, здесь важно участие будущих работодателей. С нынешнего учебного года во всех школах страны развернута система профориентации. Ребята, начиная с 6-го класса, могут познакомиться с разными специальностями.

На принципах тесной кооперации образования и предприятий реального сектора мы реализуем проект "Профессионалитет". Он позволил обновить образовательные программы для ряда отраслей. До 2028 года предстоит подготовить порядка миллиона специалистов рабочих профессий. Такие подходы мы должны распространить на всю систему среднего профобразования.

Мастер-планы развития городов и агломераций, проекты создания комфортной городской среды: решения в сфере финансовой поддержки регионов, рост экономики, должны работать на повышение качества жизни людей, причем во всех субъектах Федерации. Мы уже продлили до 2030 года специальные программы развития таких регионов, как Северный Кавказ и Калининградская область, Донбасс и Новороссия, Крым и Севастополь, Арктика и Дальний Восток. Для 22 дальневосточных городов и агломераций подготовлены мастер-планы развития, и такая же работа идет по населенным пунктам в Арктике.

Предлагаю определить перечень еще более 200 крупных и малых городов. Для каждого из них должен быть разработан и реализован свой мастер-план, а в целом программа развития должна охватить порядка 2 тысяч населенных пунктов, включая села и поселки.

Соавторами планов развития городов и поселков должны стать их жители. Надо активно использовать механизмы, когда граждане сами определяют, на какие объекты, на решение каких проблем нужно выделить деньги в первую очередь. Предлагаю увеличить софинансирование таких, по сути, народных проектов из федерального и регионального бюджетов. До 2030 года продлим и всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях.

В целом по России за шесть лет благоустроим более 30 тысяч общественных пространств. Я прошу Правительство также оказать дополнительную поддержку регионам, которые реконструируют набережные, парки, скверы и исторические центры городов. На благоустройство и крупные проекты в этой сфере направим 360 миллиардов рублей.

Развитие проектов КРТ, новая программа расселения аварийного жилья, модернизация ЖКХ: отдельно поддержим проекты комплексного развития территорий под застройку, возведение жилых кварталов со всей инфраструктурой в регионах с пока еще недостаточным уровнем социально-экономического развития, где многие обычные наши предложения не работают. Для этих территорий направим на данные цели дополнительно 120 миллиардов рублей. В этой связи следующая системная задача. При федеральной поддержке многие регионы существенно нарастили темпы расселения аварийного жилья. В общей сложности за последние 16 лет в новые квартиры переехали 1 миллион 730 тысяч человек. В предстоящие шесть лет важно не снижать такую динамику. Прошу Правительство подготовить и запустить новую программу расселения аварийного жилья.

Что касается систем ЖКХ, то мы будем наращивать темпы модернизации коммунальной инфраструктуры. В общей сложности до 2030 года на эти цели будет направлено 4,5 триллиона рублей, включая частные компании.

Социальная газификация до границ участков с домом садоводческих товариществ: отдельная тема - газификация. В планах обеспечить этим экологичным топливом города и районы Якутии, Бурятии, Хабаровского, Приморского, Забайкальского краев, Мурманской и Амурской областей, Еврейской автономной области, Карелии, такой крупный город России, как Красноярск. Также с помощью СПГ газифицируем Камчатский край и некоторые другие районы. Естественно, это даст возможность расширить программу социальной газификации. Благодаря ей газ уже подведен бесплатно к границам 1 миллиона 100 тысяч участков. Прием заявок продолжается, при этом льготным категориям граждан, в том числе семьям участников специальной военной операции, мы помогаем с проведением газовых коммуникаций внутри участка.

Люди годами, порой из поколения в поколение обихаживают свои земельные участки, а сейчас строят там дома, в которых можно жить круглый год, но подключиться к сетям не могут, потому что садовые товарищества не попадают в программу "Социальной газификации". Проблема затрагивает миллионы семей! Безусловно, ее нужно решить, причем решить в интересах наших граждан, а именно: расширить программу социальной газификации и продолжить сети до границ участков с домом садоводческих товариществ.

Минстрой России об основных результатах жилищного строительства в 2023 году

По данным Росстата, ввод жилья за 2023 год составил 110,44 млн кв. м, что является абсолютным рекордом в России. Это на 7,5% больше результата 2022 года. При этом многоквартирных домов (МКД) введено 51,76 млн кв. м, это больше на 13,7 % к аналогичному периоду прошлого года, ввод индивидуальных жилых домов (ИЖС) составил 58,68 млн кв. м, что также демонстрирует прирост относительно 2022 года.

Заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Никита Стасишин, комментируя итоги года,  отметил, что такие темпы строительства и ввода жилья обусловлены, в том числе, мерами государственной поддержки строительной отрасли, которые за последние годы были направлены на стимулирование спроса и предложения на рынке жилья за счет реализации отдельных программ поддержки застройщиков, программ льготного ипотечного кредитования граждан, сокращения административных процедур, поддержки инфраструктурных проектов.

«Объем запусков новых проектов долевого строительства в 2023 году составил 49,4 млн кв. метров. Это на 21% больше, чем в прошлом году. Мы можем наблюдать тенденцию сбалансированного развития жилищного строительства, потому что запуски в России выросли в основном за счет регионов вне топ-10 по объему строящегося жилья. Современное комфортное жилье строится на территории всей страны. В результате высоких запусков объем строящегося жилья на конец года, по данным Единой информационной системы жилищного строительства, достиг 106,1 млн кв. м, это создает задел на будущие периоды. Этих результатов не удалось бы достичь без системной поддержки строительной отрасли, которую оказывает Президент и Правительство Российской Федерации», - сказал Никита Стасишин.

За 2023 год выдано 7 432 разрешения на строительство 50,08 млн. кв. м жилья, количество действующих разрешений на строительство составляет 15 467 шт. на 157,94 млн. кв. м жилья. Также обеспечен прирост градостроительного потенциала земельных участков с учетом действующих разрешений на строительство до отметки 438,3 млн. кв. метров жилья. Все эти показатели также выше уровня 2022 года.

Также высокие показатели демонстрирует рынок ипотечного кредитования. В 2023 году, по предварительной оценке ДОМ.РФ, выдано около 2 млн кредитов на 7,8 трлн рублей – в 1,5 раза больше чем в 2022 году. Прирост ипотечного портфеля в 2023 году составил 4 трлн рублей, это в 2 раза больше, чем в 2022 году.

Строительство в российских регионах в деталях и тенденциях

Портал Sherpa Group, освещая развитие строительной отрасли России в публикации от 20 февраля 2024 года, приводит основные показатели и анализирует ключевые тенденции. 
Так, согласно данным Росстата, объем строительных работ в России в 2023 году составил 15,1 трлн руб., увеличившись в сопоставимых ценах на 7,9% по отношению к 2022‑му. Годом ранее рост был на уровне 7,5% и его некоторое ускорение связано с продолжающимся подъемом в жилищном строительстве, увеличением вложений через нацпроект «Безопасные качественные дороги», запусками проектов по добыче полезных ископаемых. В текущих ценах рост объема строительных работ в 2023 году достиг 15,3%, что свидетельствует и об относительно умеренной инфляции в отрасли — на уровне 6,9–7,1%. 

Лидером по росту объема строительных работ в 2023 году стал Дальневосточный федеральный округ: увеличение составило 19,3%, до 1,44 трлн руб., за счет инвестпроектов в добывающей сфере и реализации второго этапа развития Восточного полигона. Единственный округ, где было зафиксировано снижение строительной активности — Сибирский федеральный (на 6,8%, до 1,54 трлн руб.). На это преимущественно повлияли результаты Иркутской и Омской областей, в первой из которых произошло сокращение инфраструктурных расходов, а во второй — возвращение к показателям 2021 года. 

Наиболее крупные объемы строительства среди российских регионов в 2023 году по‑прежнему были у Москвы (1,87 трлн руб.), а второе место удалось занять Татарстану (708 млрд руб.), до этого отсутствовавшему в тройке крупнейших. Это произошло из‑за двух факторов: сильного роста в жилищном, промышленном и инфраструктурном строительстве в самой республике и отрицательной динамики отраслевых показателей у двух других регионов, входивших в топ-3 в 2022 году, — Московской области и Ямало-Ненецкого автономного округа. В обоих регионах активность снижалась на фоне высокой базы прошлых лет, кроме того, на показателях ЯНАО сказалась приостановка реализации инвестпроектов. 

Объем строительных работ в топ-10 регионов с крупнейшими строительными рынками превысил в 2023 году 6,54 трлн руб., их доля в общестрановом показателе составила 43,3%, сократившись за год на 2,4 п. п. Это свидетельствует о более равномерном распределении строительных работ по регионам с меньшими рынками. Сильнее всего отраслевая активность выросла в Чукотском автономном округе (на 162,2%, до 32,2 млрд руб.), где создают инфраструктуру для Баимского ГОКа. А кроме Чукотки, рост по отношению к 2022 году был зафиксирован еще в 53 регионах. Наиболее сильное снижение объема строительства в 2023 году было у Ингушетии (почти на 69%, до 5,6 млрд руб.). 

Объем инфраструктурных расходов федерального и региональных бюджетов в 2023 году можно оценить в 2,9–3 трлн руб., что составляет 1,7% ВВП и недостаточно для ускоренного экономического развития. Региональные инфраструктурные расходы за год увеличились лишь на 8,7% в текущих ценах, до 2,17 трлн руб. Это лучше, чем в 2022 году (1,7%), но если учесть инфляцию, то регионы тратили на отрасль лишь ненамного — в пределах 1–2% — выше уровня предыдущего года, который считался кризисным и в котором было зафиксировано падение таких расходов на 10% в сопоставимых ценах. 

Суммарный оборот организаций, работающих в строительной отрасли, в 2023 году составил 13,45 трлн руб., на 13,9% больше, чем годом ранее, что стимулировалось доходами промышленных и инфраструктурных подрядчиков, а также девелоперов. Второй год подряд ситуация с выручкой в строительстве лучше, чем в среднем по реальном сектору экономики, где в 2022 и 2023 годах обороты росли на 9,2% и 9,3% соответственно. Вместе с тем, 2024 год может оказаться более сложным для строителей: например, в инфраструктурной отрасли государство не планирует снижать расходы на автодорожную сферу, но вложения в комплексный план сократит почти вдвое. В свою очередь, частные инвесторы могут приостановить запуск инициатив в ожидании новых «майских указов» и перекомпоновки нацпроектов. Это временно снизит объемы работ в отрасли и способно притормозить темпы роста получаемой строительными компаниями выручки.

Распределение объема строительных работ по федеральным округам в 2023 году значительно не изменилось. Лидером продолжал оставаться Центральный федеральный округ (4 трлн руб.), но 46,6% этих средств приходилось на Москву. За год доля строительных работ здесь выросла на 0,7 п. п., что говорит об усилении не очень позитивного для прилежащих областей тренда — концентрации основных объемов работ округа в столице. В целом активность в строительстве в ЦФО выросла на 9%. 

Наименьший объем строительных работ вновь был в Северо-Кавказском федеральном округе (0,6 трлн руб.). В первом полугодии он лидировал по темпам роста объемов строительства (28%), но уже в третьем квартале стал уступать другим федеральным округам. К концу года прирост в СКФО (7%) был меньше, чем в среднем по стране (7,9%).

Лидером по росту объема строительных работ в 2023 году стал Дальневосточный федеральный округ: на 19,3%, до 1,44 трлн руб. Активность в отрасли наблюдалась там и в 2022 году (рост тогда составлял более 25%) и этому способствовали дальневосточная ипотека, работы по модернизации Восточного полигона железных дорог и реализация инвестпроектов в промышленности и добыче полезных ископаемых. Округу по объему строительных работ удалось в 2023 году догнать СЗФО и незначительно (на 0,2%) перегнать его. 

Только в одном федеральном округе из восьми — Сибирском — по итогам 2023‑го было зафиксировано снижение объема строительных работ в сопоставимых ценах. Он упал на 6,8%, до 1,54 трлн руб. К этому привела отрицательная динамика в строительстве у Иркутской и Омской областей, а также у Алтайского края: на 34,5%, 13,2% и 1,6%, до 285 млрд руб., 127 млрд руб. и 89 млрд руб. соответственно.

Самые высокие темпы роста объема строительных работ в 2023 году были у Чукотского автономного округа (на 162%, до 32,2 млрд руб.). Увеличение по‑прежнему связано с работами по созданию инфраструктурных объектов для Баимского ГОКа. Чукотка значительно обгоняет другие субъекты федерации по относительному росту объема строительных работ. У ближайших «догоняющих» — Тверской области и Тувы — показатели выросли в 2023 году на 61,5% и 53,1% соответственно, до 72,2 и 15,1 млрд руб. В обоих случаях рост связан со строительством социальной инфраструктуры и нового жилья. 

В целом рост объема строительных работ был зафиксирован в 54 российских регионах из 85 с публикуемой статистикой. Еще в одном — Вологодской области — в сопоставимых ценах он остался тем же самым, что и год назад. 

Снижение объемов строительства наблюдалось у 30 регионов. Самое значительное произошло в Ингушетии: на 69,1% в сопоставимых ценах, до 5,6 млрд руб. Показатели региона продолжают снижаться второй год подряд. Это связано со спадом активности в инфраструктурном строительстве и запуске промышленных проектов.

Лидером по наибольшему объему работ продолжала оставаться Москва (почти 1,87 трлн руб.). Темпы роста объема строительных работ в столице в 2023 году немного ускорились по сравнению с предыдущим годом: в сопоставимых ценах они выросли на 14,1% против 13,4%. На это повлияло и жилищное строительство и продолжение крупных инфраструктурных строек (развитие метрополитена и железнодорожного сообщения). 

В остальной части топ-10 произошли заметные изменения. Так, по итогам 2023 года второе место по объему строительных работ в стране занял Татарстан (708,1 млрд руб.), годом ранее показавший четвертый результат. На укрепление его позиции повлияло сразу несколько факторов: ускоренный рост в сфере жилищного строительства, масштабные инфраструктурные проекты (трасса М-12 и ее продолжение в сторону Урала), крупные инвестпроекты (например, строительство «Газпромом» комплекса СПГ). Как следствие, объем строительных работ в республике в 2023 году вырос на 15,1%. 

В свою очередь, Московская область и Ямало-Ненецкий округ, занимавшие в 2022 году второе и третье место по объему строительства, показывали в прошлом году отрицательную динамику отраслевых показателей. Для Подмосковья объемы работ снизились на 10%, до 680,4 млрд руб., а для ЯНАО — на 17,5%, до 558,6 млрд руб. В первом случае на это повлияло менее бурное инфраструктурное строительство, чем в 2021–2022 годах, во втором — приостановка реализации инвестпроектов в сфере добычи и переработки полезных ископаемых. 

Кроме Московской области и Ямало-Ненецкого автономного округа, среди регионов топ-10 объем строительных работ в сопоставимых ценах снизился также у Краснодарского края, но не очень значительно (на 0,7%, до 414,6 млрд руб.). 

Самые высокие приросты объемов строительства в топ-10 в 2023 году были у Свердловской области и Башкирии: на 23,8% и на 22,1%, до 450,5 млрд руб. и до 403,3 млрд руб. соответственно. Для Свердловской области этого оказалось достаточно, чтобы переместиться с девятого на седьмое место, а Башкирии — попасть на десятое место (год назад республики в топ-10 не было). Кстати, в ее случае активность в строительной сфере, как и у Татарстана, поддерживалась инфраструктурными проектами в автодорожной сфере.

Согласно данным Росстата, суммарный оборот организаций, работающих в строительной отрасли, в 2023 году составил 13,45 трлн руб. Это на 13,9% больше, чем по итогам 2022 года и в целом увеличение коррелирует с ростом объема строительных работ в текущих ценах (15,3%). В 2022 году выручка строительных компаний выросла на 15%, но тогда такой результат был обеспечен более высокой инфляцией. Если учесть этот фактор, то в 2023 году компании заработали в сопоставимых ценах больше, чем в 2022‑м: на 6,6% против на 0,5% соответственно. 

Второй год подряд ситуация со строительной выручкой складывается лучше, чем по всему реальному сектору экономики: в 2022 и 2023 годах оборот организаций в последнем рос на 9,2% и 9,3% соответственно. В 2024 году ситуация в строительной отрасли может оказаться более сложной. Инфраструктурных строителей, с одной стороны, поддержит то, что государство пока не планирует снижать расходы на автодорожную сферу, но, с другой стороны, вложения в комплексный план опять будут урезаны почти вдвое. Кроме того, частные инвесторы могут приостановить запуск проектов для того, чтобы дождаться новых «майских указов» и перекомпоновки нацпроектов. 

Госпрограмма «Строительство»: более тысячи проектов в 2024 году

В 2024 году по комплексной госпрограмме «Строительство», куратором которой является Минстрой России, реализуется адресно 1050 проектов по строительству и реконструкции важных для граждан объектов, а также другие мероприятия стоимостью свыше 3 млрд рублей. 
«Комплексная госпрограмма «Строительство» призвана повысить эффективность направляемых в отрасль бюджетных средств по строительству важных для граждан объектов. По ней в том числе строятся социальные и производственные объекты. Это и строительство больниц, школ, дорог, аэропортов, вузов, кампусов, морской портовой инфраструктуры, атомных ледоколов, ядерных центров. В части производственных комплексов, по данным на 1 июня 2024 года, реализуется 503 объекта и мероприятия. Из них 272 относятся к сфере дорожного хозяйства, 63 – агропромышленного комплекса, 44 – морского транспорта, 36 – воздушного, 20 – речного и других», – сказал вице-премьер Марат Хуснуллин.

Также в регионах строится 65 объектов специального комплекса, в том числе здания научно-исследовательского института «Центр экологической промышленной политики» в Московской области, Государственного научно-исследовательского института авиационных систем в Москве, завод полупроводниковых приборов в Республике Марий Эл и другие.

«Почти половина мероприятий – 482 – относится к социальной сфере, в рамках которой строятся больницы и поликлиники, школы и объекты культуры. В этом году реализуется 150 мероприятий в сфере здравоохранения, 76 – в сфере образования, 59 – культуры, 55 – коммунального строительства, 23 – жилищного строительства, 18 – науки, а также в ряде других сфер», – сообщил Министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин.

В этом году по программе уже открыты несколько объектов высшего образования, среди которых главное здание Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, инновационный центр «Индустрия будущего» Московского авиационного института.

В числе объектов социальной инфраструктуры – строительство корпуса для медико-санитарной части №164 Федерального медико-биологического агентства в Московской области. В Новосибирской области и Евпатории строятся масштабные Федеральные детские реабилитационные центры. Аналогичный объект был открыт в Подольске в 2023 году, он уже функционирует и принимает пациентов. На территории тренировочного центра «Крымский» в Алуште завершается строительство комплекса с открытым 50-метровым бассейном для спортивного и синхронного плавания, водного поло и прыжков в воду.

Среди объектов культуры: введён в эксплуатацию новый корпус Третьяковской галереи, продолжается строительство Малого драматического театра – Театра Европы и завершается – нового корпуса Музея Мирового океана в Калининграде. В высокой степени готовности масштабная реконструкция государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова.

На площадке Института физики высоких энергий НИЦ «Курчатовский институт» в городе Протвино Московской области ведутся проектные и изыскательские работы для создания перспективной установки «СИЛА». Также в НИЦ «Курчатовский институт» строятся установки класса «мегасайенс» – сверхмощные научные комплексы, позволяющие проводить уникальные исследования высокой степени сложности.

Комплексная государственная программа «Строительство» была создана на базе Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) и начала работу в 2023 году по поручению Президента России. Объём кассового исполнения на протяжении двух лет с момента передачи полномочий по реализации ФАИП в Минстрой держится на уровне не ниже 95,5%, что в среднем на 10% выше показателей предыдущих лет.

Инфраструктурное развитие России: задачи и приоритеты

26 апреля 2024 года в Москве на международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ состоялось заседание пленарной сессии Дня национальных приоритетов «Инфраструктура для жизни». В мероприятии принял участие Заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин, он рассказал о стратегических задачах инфраструктурного развития страны до 2030 года с перспективой до 2036 года.

«Сегодняшнее обсуждение на площадке выставки “Россия” – это ещё один шаг для утверждения наших новых национальных целей и задач, которые буквально в конце мая будут обсуждены у Президента. Сейчас мы отрабатываем новый нацпроект “Инфраструктура для жизни”. Под словом “инфраструктура” у нас широкое понимание: где человек живёт, работает и отдыхает, чем он пользуется. Новый нацпроект объединит и синхронизирует все виды работ по созданию инфраструктуры нового качества. Это и строительство жилья, дорог, социальных объектов, обновление коммунальных сетей и общественного транспорта. За предыдущие четыре года мы добились определённых успехов, и сейчас наша задача – подготовить базу для дальнейшей плодотворной работы на годы вперёд. Если сохраним и утвердим новые подходы, которые основываются на достигнутых результатах, мы справимся с амбициозными целями, поставленными перед нами», – сказал Марат Хуснуллин.

Вице-премьер отметил, что необходимо утвердить программу комплексного развития населённых пунктов с учётом 2 тыс. точек роста и сделать мастер-планы для 200 городов. Это позволит достичь амбициозной цели по строительству 1 млрд кв. м жилья – обновить жилой фонд страны на 20%. Для этого потребуется построить ещё около 350 млн кв. м сопутствующей инфраструктуры. Вовлечь в оборот 250 тыс. га земельных участков. «Задача заключается в том, чтобы каждый метр земли работал, это требует большой работы по оценке потенциала земельных участков», – пояснил вице-премьер.

По словам Марата Хуснуллина, в регионах России необходимо построить 5,5 тыс. социальных объектов, перестроить жилищно-коммунальное хозяйство, работать с состоянием жилищного фонда, принять решения о долгосрочных параметрах ипотечных программ. Ещё один важный вопрос – дополнительный ремонт и строительство дорог. «Нам удалось достичь лучших результатов за всю историю страны по ремонту дорог. В прошлом году было уложено 188 млн кв. м асфальта. У нас нет ни одного региона, который провалил план дорожной деятельности. Все регионы его перевыполняют, люди видят это, ощущают, что дороги становятся лучше. От того, как мы будем развивать дороги, будет зависеть, где люди будут жить, где будут точки роста», – отметил вице-премьер. Особое внимание было уделено мобильности граждан, развитию общественного и железнодорожного транспорта. В качестве примера удачных проектов Марат Хуснуллин привёл развитие Центрального транспортного узла. «Нам нужно связать скоростным общественным транспортом регионы ЦФО и дальше эту практику тиражировать на всю страну», – подчеркнул он.

Вице-премьер отметил выполнение масштабной работы по сокращению инвестиционно-строительного цикла, которая значительно увеличила темпы строительства. Так, с 2019 года количество процедур сокращено почти в два раза – с 1168 до 607, а продолжительность работ – с 2181 дня до 1300 дней. Вместе с этим за последние годы отлажена штабная работа с губернаторами и их командами, позволяющая контролировать выполнение всех поставленных задач.
В работе пленарной сессии также приняли участие руководитель Росреестра Олег Скуфинский, губернатор Владимирской области Александр Авдеев, глава Республики Северная Осетия – Алания Сергей Меняйло, заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов и другие.

В рамках обсуждения на выставке-форуме «Россия» проблем ЖКХ, Заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин отметил: «Отрасль жилищно-коммунального хозяйства в России в этом году ждут серьёзные изменения». 
По его словам, в настоящее время по поручению президента готовится большая программа модернизации коммунальной инфраструктуры. Завершить подготовку программы планируется до конца года. Одна из основных задач на ближайший год – осуществить замену 200 тыс. км ветхих сетей и добиться снижения аварийности на 18%.
Хуснуллин также коснулся вопроса национализации отрасли ЖКХ, в пользу которой высказывались ряд чиновников, в том числе некоторые депутаты Госдумы. Вице-премьер отметил, что прямые инвестиции в отрасль за последние два года составили более 500 млрд рублей, и заявил, что предприятия в сфере жилищно-коммунального хозяйства не будут переданы в ведение государства. По его словам, передача предприятий ЖКХ во владение муниципальным властям — неправильное решение. «Почему мы считаем, что муниципалитет, взяв, будет точно управлять лучше? Не факт. Поэтому надо взвешенно к этому подходить», – подчеркнул вице-премьер. Кроме того, Хуснуллин отметил активную работу Генпрокуратуры в части контроля за выполнением обязанностей предприятиями, управляющими объектами ЖКХ, и возможность применения специальных мер к отдельным из них.

Топ-10 застройщиков России по объемам строительства жилья

РБК, опубликовав Топ-10 застройщиков России по объемам строительства жилья по состоянию на 1 июля 2024 года, отмечает, что группа «Самолет» уже полгода удерживает лидерство по количеству строящегося в России жилья. В тройку лидеров также выходят ГК «ПИК» и «Группа ЛСР».
На данный момент у ГК «Самолет» в портфеле 268 строящихся жилых домов (123,84 тыс. квартир) общей площадью 5,24 млн кв. м, что составляет 4,6% в общем объеме возводимого в России жилья. 

Второе место занимает ГК «ПИК», которая строит 227 домов (105,41 тыс. квартир) общей площадью 4,35 млн кв. м и занимает 3,8% в общем объеме текущего строительства. 

На третьей позиции «Группа ЛСР», занимающая 2% в общем объеме и возводящая 95 домов (58,54 тыс. квартир) площадью 2,25 млн кв. м. 
Четвертое место досталось компании DOGMA, которая строит 119 домов (41,59 тыс. квартир) общей площадью 1,89 млн кв. м. Ее доля в общем объеме составляет 1,64%. Замыкает первую пятерку рейтинга ГК ФСК, в активе которой 66 строящихся домов (35,14 тыс. квартир) на 1,79 млн кв. м. Девелопер занимает 1,56% в общем объеме рынка.

По сравнению с рейтингом начала июня в составе первой десятки произошло два изменения. Компания DOGMA поднялась с пятого места на четвертое. Ее место заняла ГК ФСК, которая опустилась с четвертой строчки на пятую. Также поменялись местами компания «Брусника» (стала девятой) и «ЮгСтройИнвест», он сейчас замыкает десятку. По сравнению с рейтингом годичной давности понизили позиции в рейтинге девелоперы Setl Group (была шестой, стала восьмой) и «ЮгСтройИнвест» (опустился с восьмого места на девятое). ГК «А101», напротив, поднялся на четыре строчки — до шестого места.
Совокупный портфель текущего строительства российских девелоперов составляет 114,76 млн кв. м. Это на 1,58% больше, чем месяц назад (112,97 млн кв. м). Десятка крупнейших застройщиков строит 22,42 млн кв. м, что составляет 19,53% в общем портфеле возводимых жилых проектов в России.
Полная версия Топ-10 – по ссылке: https://realty.rbc.ru/news/668031319a79479611524d94

Планы на 2024 год: благоустроить более 6,5 тыс. пространств

Как сообщил РБК в начале года, эти работы пройдут в разных регионах России в рамках национального проекта «Жилье и городская среда». На 2024 год, в частности, запланированы работы по благоустройству «Байновского сада» в Каменск-Уральском Свердловской области, набережной реки Енисей в Красноярске, центральной площади в городе Артем Приморского края и других объектов.

По словам вице-премьера правительства Марата Хуснуллина, всего с 2019 года, с момента старта нацпроекта «Жилье и городская среда» благоустроены 65,2 тыс. общественных и дворовых территорий, из которых более 9 тыс. пришлось на 2023 год.

«Регионы преображают дворы, парки, скверы, набережные и пешеходные улицы, обустраивают детские и спортивные площадки. Они становятся точками притяжения и излюбленными местами жителей и гостей городов. Работа по благоустройству также способствует развитию малого и среднего предпринимательства, расширению возможностей для внутреннего туризма и созданию новых рабочих мест», — заявил Хуснуллин.

Продолжая тему, портал РБК 24 апреля 2024 года опубликовал экспертное мнение Светланы Чупшевой, генерального директора Агентства стратегических инициатив. 
В материале «Развитие среды: как проекты благоустройства влияют на города России» автор отмечает: 

«Благоустроенные территории в городах становятся не просто зонами отдыха или местами проведения мероприятий, зачастую они служат катализатором экономических изменений, основой для новых социальных проектов, дают пространство для возникновения сообществ жителей и в конечном итоге изменяют их отношение к своему городу. Все это хорошо заметно по итогам реализации национального проекта «Жилье и городская среда», реализация которого началась шесть лет назад, в 2018 году. В начале 2024 года президент высоко оценил результаты проделанной работы и продлил проект до 2030-го.

Одно из значимых достижений — формирование рынка профессионалов, способных проектировать общественные пространства. Когда стартовали первые проекты благоустройства, не существовало единой методологии их реализации и оценки. Достаточного опыта не было у всех участников процесса. Сейчас в стране существуют не только разработчики проектов и строительные организации, но и региональные команды, способные создавать объекты, востребованные горожанами. Поэтому сегодня стоит задача иного уровня: научиться не просто создавать красивое и удобное общественное пространство, а осваивать комплексный подход к городскому развитию, заранее просчитывая социально-экономические и иные эффекты. Для этого бизнес и горожане должны быть максимально вовлечены в проект на всех его этапах: от формирования концепции до реализации, эксплуатации и управления. Для достижения этой цели в 2020 году Агентство стратегических инициатив (АСИ) совместно с Минстроем России разработало Стандарт вовлечения граждан в решение вопросов развития городской среды, которым теперь пользуются все регионы страны.

Благодаря повышению качества городской среды также растет и инвестиционная привлекательность территории: бизнес видит позитивные изменения и присоединяется к реализации проектов. Существуют примеры, когда внебюджетные средства на развитие городских пространств в несколько раз превышают бюджетные. Как член экспертного совета национальной премии «Наш вклад», которая отмечает вклад бизнеса и НКО в достижение национальных целей и реализацию нацпроектов, я вижу, что с каждым годом все больше компаний реализуют комплексные проекты по благоустройству общественных и городских пространств в регионах своего присутствия. Так, в рамках программы социальных инвестиций «Родные города» ПАО «Газпром» запустило проектную лабораторию «Город своими руками», благодаря которой, например, в Ханты-Мансийске была сформулирована концепция и выработан план создания нового общественного пространства для горожан на заброшенном пустыре «Сад 61°69°». В 2019 году он был построен, а в 2022-м — реконструирован. На его территории организованы интерактивные стенды о местной флоре и фауне, паркур-площадка, амфитеатр и общественный огород, неизменно пользующиеся популярностью горожан.

В Череповце Вологодской области на территории своего присутствия «Северсталь» вместе с благотворительным фондом «Доброта Севера» реализует проект «Содействие повышению качества городской среды Череповца», благодаря которому в 2022–2023 годах была проведена реконструкция двух общественных пространств — Советского проспекта (исторического центра города) и парка «Серпантин». Реконструированные объекты уже открыты для горожан. Обновление городской среды по программе «Северстали» рассматривается как способ комплексного развития города, поэтому в этом году будет обновлена площадь Революции, а в дальнейшем создана система прогулочных маршрутов.

Изменение городской среды — длительный процесс, результаты которого становятся видны не сразу, а постепенно, здесь наблюдается накопительный эффект. Развитие новых предпринимательских проектов, формирование сообществ, изменение объема налоговых поступлений — все это требует времени. Поэтому подсчитать социально-экономические результаты благоустройства зачастую можно только через несколько лет после завершения реализации проекта. Однако желаемые эффекты необходимо прогнозировать сразу, уже на этапе разработки концепции, исходя из целей развития города и выявленных дефицитов. А после реализации проводить постпроектную оценку, измеряя результаты: насколько достигнуты поставленные цели и в чем необходимо менять подход к работе с городской средой.

АСИ совместно с Минстроем России в экспертно-аналитическом докладе проанализировало 12 городов, на территории которых были реализованы проекты-победители Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Общий вывод — благоустроенные в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» общественные пространства положительно повлияли на показатели индекса качества городской среды. Например, у Гаврилова Посада в Ивановской области с населением чуть больше 5 тыс. человек по итогам реализации мероприятий нацпроекта индекс качества городской среды в период с 2018 по 2023 год вырос на 58 баллов, город перешел в категорию «город с благоприятной городской средой». Совершенно другой пример — Магадан, где одним из важных итогов благоустройства стало стимулирование притока частных инвестиций в город: общий рост объема инвестиций в основной капитал с 2019 по 2021 год составил 58,21%. Не менее значимы и эффекты от вовлечения горожан в благоустройство. В Олёкминске, например, одном из старейших городов Якутии, жители не только участвовали в разработке проектов благоустройства, ставших победителями всероссийского конкурса, но и контролировали их реализацию (для чего был создан общественный совет), а также на собственные средства построили хоккейный корт, который стал толчком к поэтапному развитию городского парка. Так, полноценно подключая жителей в проекты, можно способствовать формированию сообществ, которые будут заинтересованы в собственном вкладе в развитие города.

В методических рекомендациях по разработке и реализации комплексных проектов благоустройства, также выпущенных АСИ совместно с Минстроем России, собран опыт проектировщиков, экспертов, администраций городов и региональных органов власти по комплексному благоустройству городов. Отдельный блок рекомендаций посвящен важности планирования и оценки результатов. Не стоит забывать, что максимальные эффекты от благоустройства проявляются только тогда, когда все участники изначально понимают свою роль в жизни будущего пространства. В этом случае получается экономически устойчивое, функционально наполненное пространство, поддерживаемое в хорошем состоянии.

Чтобы в городские проекты были максимально включены жители, им необходимо предоставлять возможность эти проекты придумывать и реализовывать. В этом направлении в 2024 году уже сделан большой шаг: АСИ вместе с Минцифры и Минфином России внедрило механизм инициативного бюджетирования через цифровой сервис — платформу обратной связи Единого портала государственных и муниципальных услуг. Жители трех пилотных регионов — Красноярского края, Калининградской и Ивановской областей — предлагают свои проекты, направленные на улучшение городов. Мы видим, как за последние годы изменилось качество благоустройства городов по всей стране. Теперь нужно направлять усилия на то, чтобы каждый такой проект запускал цепочку изменений, необходимых нашим городам».

По материалам www.minstroyrf.gov.ru, www.nostroy.ru, www.sherpagroup.ru, www.government.ru, www.rosteplo.ru, www.rbc.ru

Отрасль: Строительство и ЖКХ
Дата: 2024-07-04 19:43:00
 

Поделиться в соцсетях:

Поделиться на электронную почту:
       



Сетевое издание «ТСР (Тренды. События. Рынки)» (12+). www.tsrmedia.ru. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-86612 от 26 января 2024 г. Учредитель: ООО «Группа компаний «Парад событий» (ОГРН 1169658042070). Редакция: mail@tsrmedia.ru, +7 (343) 22-777-19

Подробная информация об издании

© ООО «Группа компаний «Парад событий»

365 ДНЕЙ 1754054
710338
31 ДЕНЬ 364533
131435
24 ЧАСА 6015
1758
Анализ сайта