Отрасль громадного стратегического значения (СПЕЦПРОЕКТ 185 ЛЕТ РОССИЙСКИМ ЖЕЛЕЗНЫМ ДОРОГАМ | ЖУРНАЛ ТСР № 186)
Великая железнодорожная держава
«Нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России», — эта фраза из записки, поданной в 1835 году императору Николаю I австрийским инженером Францем фон Гестнером, который по приглашению Горного ведомства объездил российские губернии для знакомства с укладом жизни, состоянием дорог, торговли и организации горного дела, по праву стала крылатой. И сама записка произвела должный эффект — в апреле 1836 года император подписал Указ об учреждении «Общества акционеров для сооружения железной дороги от СанктПетербурга до Царского Села», а уже 30 октября (12 ноября по новому стилю) 1837-го в первую поездку по первой в России железной дороге отправился первый поезд. Под впечатлением от этой поездки поэт Нестор Кукольник написал стихотворение «Веселится и ликует весь народ», которое другой участник события композитор Михаил Глинка положил на музыку. Так родилась знаменитая «Попутная песня».
Но главное, что строительство Царскосельской дороги дало толчок развитию транспорта, экономики и всего жизненного уклада России. В 1851 году было открыто движение по первой в стране двухпутной рельсовой дороге Санкт-Петербург — Москва, а с 1860-х годов интенсивное железнодорожное строительство развернулось по всей европейской части страны — от Балтики до Урала, выйдя к концу XIX века и в азиатскую ее часть.
В 1891 году началось сооружение самой протяженной в мире Транссибирской магистрали, сквозное движение по которой было открыто в 1903-м.
В XX веке железные дороги сыграли огромную роль и в индустриализации страны, и в достижении Победы в Великой Отечественной войне. Достаточно сказать, что с июня 1941 по май 1945 года только для нужд действующей армии и флота по ним было перевезено более 20 миллионов вагонов с военнослужащими, боевой техникой, боеприпасами и продовольствием. А ведь помимо решения военных задач, железные дороги продолжали непрерывное снабжение промышленности сырьем, топливом, металлами и другими важными грузами и осуществляли пассажирские перевозки.
В послевоенные годы железнодорожники не только в короткие сроки возродили и вернули на путь интенсивного развития свою отрасль, но и внесли огромный вклад в восстановление всего разрушенного войной народного хозяйства страны.
Со второй половины 1950-х годов началась интенсивная электрификация железных дорог СССР, в 1960-е проложена через Саянский хребет магистраль Абакан — Тайшет, а в 1974-м возобновлено прерванное войной грандиозное строительство БАМа, «золотая» стыковка восточного и западного направлений которого состоялась 29 сентября 1984 года.
К концу XX века Россия вышла на второе место в мире по общей протяженности железных дорог и на первое — по уровню их электрификации, превратившись тем самым в великую железнодорожную державу.
На новом этапе развития
ОАО «РЖД» было создано 22 сентября 2003 года в ходе структурной реформы, по которой оно унаследовало хозяйственные функции бывшего Министерства путей сообщения РФ и все железнодорожные магистрали страны.
Сегодня РЖД — это 16 железных дорог (филиалов), более 85 тысяч километров путей, из которых 43,3 тысячи километров электрифицировано. Это тысячи мостов, эстакад и тоннелей, сотни вокзалов, 19 тысяч локомотивов, более полумиллиона вагонов. А еще это почти миллион железнодорожников, которые ежедневно обеспечивают четкую как часы работу самого удобного и доступного транспорта.
Сегодня на долю железных дорог приходится почти половина всех грузовых и пассажирских перевозок в стране. Так что выражение «локомотив экономики» — это о них. И этот локомотив все больше набирает ход.
Среди достижений ОАО «РЖД» — открытие в 2003 году Северомуйского тоннеля, который по своей протяженности (15 километров 343 метра) является самым длинным в России и пятым в мире. Это развитие высокоскоростных магистралей, благодаря которым путь от Москвы до Санкт-Петербурга на поезде «Сапсан» составляет сегодня 3 часа 45 минут, а до Нижнего Новгорода — 3 часа 55 минут. Это начало эксплуатации новых отечественных электровозов «Гранит», которые способны проводить через Уральский горный хребет поезда рекордного веса в девять тысяч тонн.
Весной 2021-го открыто движение поездов по электрифицированному участку Борзя — Забайкальск, благодаря чему пропускная способность участка от Транссибирской магистрали до погранперехода Маньчжурия на границе с Китаем увеличилась до 110 пар поездов в сутки.
В том же 2021 году были построены новые мосты через реки Ахтубу и Дон, а также реконструирован построенный в 1964-м уникальный Козинский виадук на границе между Восточной и Западной Сибирью, который был самым высоким мостом в СССР. Теперь он стал и местом притяжения туристов, путешествующих по Транссибу. Кстати, в рамках программы развития внутреннего туризма в ОАО «РЖД» разработано более 20 круизных маршрутов, поскольку сегодня туристические поездки на поезде становятся все более привлекательной и востребованной формой отдыха.
Поздравляя работников и ветеранов железнодорожного транспорта со 185-летием открытия Царскосельской железной дороги, Президент РФ Владимир ПУТИН подчеркнул, что железнодорожная отрасль имеет громадное стратегическое значение для нашей большой страны, а людей, которые создавали железнодорожный комплекс России, назвал не только блестящими профессионалами, но и настоящими героями.
«Убежден: у нашей железнодорожной отрасли — огромный потенциал для качественного роста. И, несмотря на все имеющиеся трудности, мы обязательно продолжим идти вперед, будем ставить новые цели и достигать результатов, в том числе наращивать пропускную способность железнодорожных магистралей и расшивать так называемые узкие места, — отметил глава государства. — Прежде всего имею в виду развитие Центрального транспортного узла и железнодорожных подходов к портам Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов, строительство Северного широтного хода и расширение Восточного полигона — БАМа и Транссиба.
С заботой о пассажирах
Визитная карточка РЖД последних лет — особая забота о пассажирах. В новых вагонах больше места, чем в старых поездах, современное оборудование, идеальная чистота и комфорт. На рельсы поставлены и двухэтажные поезда, и новейшие плацкартные вагоны с уже ставшей традиционной для РЖД возможностью заряжать гаджеты, с персональными шторками на каждой полке, отдельным столиком между верхними полками и другими приятными для пассажиров мелочами. Новый плацкарт шире своих предшественников на 28 сантиметров и длиннее на 73. В одном конце вагона имеется сервисная зона с холодильниками и микроволновками, а в другом — расположенные, как в самолете, один напротив другого туалеты. Отдельно оборудована душевая комната. В новом варианте плацкарта, который скоро поступит в эксплуатацию, будет достаточно багажного места для спортинвентаря — палаток, байдарок, велосипедов, серферских досок. Перевозчик будет кормить пассажиров, как в самолете. Для этого в вагоне предусмотрены ячейки подогрева заранее приготовленного питания. Сейчас такое оборудование уже работает на модернизированных «Ласточках» и «Сапсанах».
Как отметил генеральный директор ОАО «РЖД» Олег БЕЛОЗЕРОВ, поздравляя коллег со 185-летием отрасли: «Железная дорога создана нашей страной, работает для нашей страны и ответит на все вызовы, какими бы они ни были».
По материалам https://www.rzd.ru
Участники спецпроекта
Организация: | РЖД |
---|---|
Отрасль: | - Железнодорожный транспорт |
Дата: | 2022-10-08 17:47:22 |
Номер журнала: | 186 |
Спецпроект: | 185 ЛЕТ РОССИЙСКИМ ЖЕЛЕЗНЫМ ДОРОГАМ |