Федеральный журнал ТСР. Рекламные возможности
139

Транспорт и логистика

Арктическая дорога жизни длиной в 90 лет (СПЕЦПРОЕКТ ДЕНЬ АТОМНОГО ЛЕДОКОЛЬНОГО ФЛОТА | 90 ЛЕТ СЕВЕРНОМУ МОРСКОМУ ПУТИ | ЖУРНАЛ ТСР № 188)

Арктическая дорога жизни длиной в 90 лет
Российская дрейфующая станция «Северный полюс — 41» начала работу в Северном Ледовитом океане. 2 октября в точке с координатами 82°37’ с. ш. и 155°31’ в. д. был поднят флаг экспедиции, организованной специалистами Арктического и антарктического научно-исследовательского института. Научные данные, которые будут передавать на Большую землю ученые, помогут следить за климатическими изменениями и обеспечивать безопасность Северного морского пути.
«Северный полюс» – первая в мире ледостойкая самодвижущаяся платформа, предназначеная для круглогодичных научных исследований в Северном Ледовитом океане. Официально судно заложили на Адмиралтейских верфях в апреле 2019 года. В декабре 2020 года платформу спустили на воду, весной 2022-го судно прошло испытания, и в конце лета «Северный полюс» передали заказчику.

На борту дрейфующей станции высотой с 13-этажный дом расположились 17 лабораторий и вертолетная площадка. На судне ученые смогут проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические исследования. Благодаря уникальной конструкции судно может двигаться во льдах без привлечения ледокола, запасов топлива хватит на два года. Срок службы платформы не менее 25 лет. Экипаж судна составляет 14 человек.


«Дело не только в том, чтобы разрешить проход судов в Арктике или просто соединить две конечные точки между собой, нужно сделать так, чтобы в каждом порту на пути следования производились обслуживание судов и обработка грузов, а график движения был ритмичным и предсказуемым, надежным. В этом случае все пункты маршрута и все регионы Севморпути получат выгоду от работы логистического коридора».
Владимир ПУТИН, Президент РФ


С чего все начиналось

В 1932 году экспедиция Отто Юльевича ШМИДТА на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» смогла за одну навигацию пройти от Архангельска до Берингова пролива. Тогда же было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть, ГУСМП). Эти события считаются началом создания СМП, но осваивать арктические просторы полярники начали еще раньше, сообщает портал goarctic.ru.

«Поморы бороздили Баренцево и Карское моря еще в XII веке, а освоение Северо-Восточного прохода, как тогда говорили, началось в XVI веке. Тогда же идею кратчайшего пути из Европы в Китай и Индию четко сформулировал русский дипломат Дмитрий ГЕРАСИМОВ. С тех пор в Арктику отправлялись десятки экспедиций. В 1879 году Адольф НОРДЕНШЕЛЬД смог пройти полным маршрутом с запада на восток, а в 1910–1915 годах Русская гидрографическая экспедиция повторила его в обратном направлении. Скорее, в 1932 году началась новая эпоха, когда сквозные рейсы по Севморпути стали относительно регулярными», – рассказал научный сотрудник РГМАА Илья РУДЬ.

30-е годы ХХ века стали прорывными для СМП. В 1933–1934 годах состоялась экспедиция на пароходе неледокольного класса «Челюскин», в 1934 году — сквозное плавание восток – запад на ледорезе «Литке», в 1937–1940 годах – героический дрейф экипажа ле¬докола «Георгий Седов» и папанинская станция «Северный полюс – 1» в 1937–1938 годах. В годы Великой Отечественной войны по Северному морскому пути проводили боевые корабли Тихоокеанского флота в Баренцево море. Морские конвои Северного флота защищали морской путь.

Строительство первого атомного ледокола «Ленин», который начал свою полярную вахту в 1960 году, стало важным этапом послевоенного освоения Севморпути. Вслед за «Лениным» появилась целая линейка атомных ледоколов, и в 1978 году начались регулярные транспортные морские перевозки караванами из двух ледоколов и нескольких грузовых судов.

Приоритетная национальная цель

Президент РФ Владимир ПУТИН обозначил развитие СМП как приоритетную национальную цель – приняты стратегия развития Арктической зоны РФ до 2035 года, план развития Северного морского пути до 2035 года, по которому за 13 лет в инфраструктуру СМП вложат около 1,8 триллиона рублей. Ключевыми показателями являются обеспечение грузооборота в 80 миллионов тонн к 2024 году и регулярной круглогодичной навигации к 2030-му году. В планах развития СМП грузопоток в 2030-м должен составить 150 миллионов тонн, к 2035 году – 220 миллионов тонн.

В планах Госкорпорации «Росатом» к 2030 году суще¬ственно изменить парк российских ледоколов. Из четырех ныне действующих атомных ледоколов на трассе СМП останется только «50 лет Победы» с продленным ресурсом. К нему добавятся семь ледоколов проекта 22220, один ледокол «Лидер» – самый мощный в мире, строящийся на дальневосточной судоверфи «Звезда», и четыре неатомных ледокола на органическом топливе. Таким образом, в Русской Арктике через восемь лет будет 13 ледоколов.

Как сообщают в Росатоме, дополнительно необходимо построить от 80 до 130 единиц грузовых судов ледового класса. Поэтому сейчас прорабатывается возможность строительства крупнотоннажной верфи на острове Котлин. В госкорпорации не исключают, что все это позволит сократить время преодоления СМП с двух недель до десяти суток.

Принцип одного окна

С 1 августа 2022 года в составе Росатома учреждено ФГБУ «Главное управление Северного морского пути», и теперь основные полномочия по управлению судоходством в акватории СМП концентрирует госкорпорация.

Это также повысит безопасность мореплавания в Арктике, поскольку закон предусматривает предоставление информации о гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановке в акватории Севморпути, содействие в организации проведения операций по ликвидации последствий загрязнения с судов опасными и вредными веществами и мониторинг движения судов, – рассказал исполнительный дирек¬тор Ассоциации полярников Мурманской области, эксперт Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) Алексей ФАДЕЕВ.

Сейчас ведется работа по созданию единой цифровой платформы как части большой экосистемы СМП. Вся необходимая информация будет аккумулироваться при помощи спутниковой группировки, авиации, включая беспилотники, и данных, получаемых непосредственно с борта судов.

Цифровая платформа должна быть направлена на то, чтобы по понятным алгоритмам получать качественную информацию из штаба морских операций ФГБУ «Главсевморпуть» и предоставлять ее в удобном виде для всех  судовладельцев. Я считаю, что задача амбициозная, источников информации сейчас не хватает, но мы пытаемся их наращивать. И если к концу 2024 года мы закончим эту работу, то, думаю, судовладельцы точно скажут спасибо, – отметил замдиректора дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом» Максим КУЛИНКО.

СМТК или второй Суэц?

Ранее эксперты рассчитывали, что СМП превратится к 2035 году в международный транспортный коридор, конкурирующий даже с Суэцким каналом. Однако глобальный геополитический кризис внес серьезные коррективы. Очевидно, что в ближайшее время придется рассчитывать преимущественно на собственные силы и резервы.

Ждать от Севморпути серьезного международного транзита бесперспективно. В лучшем случае к нам будут доставлять по нему зарубежные товары. СМП нужно рассматривать прежде всего с точки зрения каботажных внутрироссийских перевозок. И это, кстати, самым благоприятным образом скажется на развитии всех северных территорий, а также на укреплении экономических связей между западом и востоком страны, – уверяет директор информационно-аналитического центра Проектного офиса развития Арктики Игорь ПАВЛОВСКИЙ.

Из 35 миллионов тонн грузов, перевезенных по СМП в 2021 году, лишь два миллиона тонн пришлось на международный транзит. А в 2022-м, по оценке специалистов, он и вовсе составит 200 тысяч тонн. В этой ситуации скорее следует говорить о превращении СМП в полноценный Северный морской транспортный коридор (СМТК).

Административно протяженность Севморпути – от Карских Ворот до бухты Проведения – составляет около 5 600 километров. Исторически же он всегда рассматривался и развивался как единая транспортная коммуникация по Северному Ледовитому океану, а иногда и от Санкт-Петербурга до Владивостока. В этом случае длина так называемого СМТК, или Большого Северного морского пути, превышает 14 тысяч километров.

В Минвостокразвития уже разработали программу субсидирования арктических рейсов на сумму 560 миллионов рублей. В этом году единственный в мире атомный лихтеровоз «Севморпуть» уже опробует привычный для себя маршрут Петропавловск-Камчатский – Мурманск – Санкт-Петербург уже по новым льготным тарифам.

Сегодня на Крайнем Севере проживают более 20 миллионов россиян, а СМП становится по-настоящему национальной единой транспортной коммуникацией.

 
По материалам https://nauka.tass.ru/nauka,
http://www.nsra.ru/, https://www.ttelegraf.ru,
www.rosatomflot.ru/, https://www.rgo.ru

Автор: Леонид Поздеев
Организация: Российская дрейфующая станция «Северный полюс — 41»
Отрасль: Дорожное хозяйство
Тренд: Развитие Арктики
Дата: 2022-12-13 12:16:43
Автор: Леонид Поздеев
Номер журнала: 188
Спецпроект: ДЕНЬ АТОМНОГО ЛЕДОКОЛЬНОГО ФЛОТА | 90 ЛЕТ СЕВЕРНОМУ МОРСКОМУ ПУТИ
 

Поделиться в соцсетях:

Поделиться на электронную почту:
       



Сетевое издание «ТСР (Тренды. События. Рынки)» (12+). www.tsrmedia.ru. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-86612 от 26 января 2024 г. Учредитель: ООО «Группа компаний «Парад событий» (ОГРН 1169658042070). Редакция: mail@tsrmedia.ru, +7 (343) 22-777-19

Подробная информация об издании

© ООО «Группа компаний «Парад событий»

365 ДНЕЙ 1750630
709576
31 ДЕНЬ 385623
137681
24 ЧАСА 7503
2785
Анализ сайта