2024.12.10-13 - Биот2024.11.19-21 - Транспортная неделя2024.12.12-13 - Форум "Арктика: настоящее и будущее"2024.08.12-18 - Форум Армия2024.12.11-13 - Полимеры Азербайджан2024.10.23-24 - ВЗЭФ - Волжский зерновой экспортный форум2025.06.17-19 - Rosmould - международная выставка
Тренды | Cобытия | Рынки
Спецпроекты территориально-экономического маркетинга и развития

Передовые инженерные школы: компетенции отечественных инженеров станут востребованы и в будущем

Президент РФ Владимир ПУТИН встретился 21 сентября с руководителями передовых инженерных школ и их индустриальными партнерами – участниками проекта «Передовые инженерные школы» – на площадке Новгородской технической школы в Великом Новгороде. Участники проекта прошли строгий отбор со стороны Минобороны и Минпрома РФ через определенные конкурсные процедуры. Вузы-победители представили на встрече свои проекты и рассказали о том, как собираются строить в этом направлении свою дальнейшую работу.

Владимир ПУТИН:

– Передовые инженерные школы – звучит это очень впечатляюще и обнадеживает. Очень важно было соединить в этой программе практические наработки, теорию и прикладную науку, потребности наших ведущих компаний, их финансовые возможности, рынок конечной продукции. В этом и заключалась идея создания таких продвинутых инженерных школ, чтобы всех объединить и добиться необходимого стране успеха. Главное, что у нас есть для этого интеллектуальная база.

Пермская инженерная школа, Иван ЗУБКО:

– Мы занимаемся разработкой элементов современных авиадвигателей гражданского назначения. Вместе с нашими партнерами – представителями пермской группы компаний «ОДК» и Пермским политехом – мы создали Высшую школу авиационного двигателестроения и совместно решаем задачу кратного увеличения выпуска гражданских авиадвигателей.

Наши партнеры в этом году оказали нам поддержку в 160 миллионов рублей, которые идут на решение задач технологической повестки. Одна из них – это отработка технологий сверхточного литья титановых лопаток для гражданских авиадвигателей, другая — создание авиационных лопаток из полимерных композитов для разработки нового, перспективного двигателя — ПД-35, крупнофюзеляжного с большой тягой.

Образовательный продукт нашей передовой инженерной школы – это новые инженеры, которые могут родиться только при решении реальных, практически важных инженерных задач. Наша передовая инженерная школа направлена на эксперименты с подходами к инженерному образованию, новые подходы особенно актуальны для регионов.

К примеру, для магистрантов мы вводим итоговую аттестацию в формате «технология как диплом». То есть в течение двух лет прямо на предприятии они разрабатывают реальные производственные технологии с тем, чтобы потом защитить их, а после выпуска внедрять. Мы видим необходимость в создании полигона для тестирования российского промышленного оборудования. Такую практику мы видели во многих других мировых университетах, и нам ее тоже недостает. Но для этого нужны какие-то меры государственной поддержки.

Владимир ПУТИН:

– Идея абсолютно правильная, нужно только проработать механизм поддержки.

Нижегородский государственный технический университет, Антон ТУМАСОВ:

– Вместе с партнерами из Госкорпорации «Росатом» мы инициировали создание передовой инженерной школы по атомноводородной тематике. К примеру, вместе с «ОКБМ Африкантов» мы разрабатываем высокотемпературный газовый реактор нового типа, в котором охлаждение происходит не водой, а гелием, получаем высокопотенциальное тепло. Это ключ к новой технологии получения водорода с низким углеродным следом, совершенно новый этап развития атомной энергетики. Таких реакторов в настоящее время нет, они будут пущены в эксплуатацию в 2030–2032 годах, но проектировать и исследовать нужно уже сейчас. Задачи, над решением которых мы работаем, — повышение КПДтакого реактора, обеспечение кибербезопасности новой системы управления.

С партнерами из саровского ядерного центра мы работаем над инженерными лазерными системами, которые охлаждают лазеры. Это новые открытопористые материалы, это новые методики моделирования гидрогазодинамических процессов, причем с использованием отечественного программного пакета. Наша особенность в том, что мы работаем с теми объектами, которых сегодня пока нет, они появятся через пять, семь, десять лет. То есть мы не учим решать те задачи, решение которых известно, а смотрим вперед и готовим тех инженеров, чьи компетенции будут востребованы в будущем. Так, хорошо известен положительный опыт инженерных классов. В частности, наш университет с Госкорпорацией «Росатом» – это атомные классы, с Объединнной судостроительной корпорацией – это судостроительные классы. Такую практику можно развивать и по другим отраслевым направлениям.

Владимир ПУТИН:

– Полностью поддерживаю. Важно только точно спрогнозировать, какое направление будет востребовано, и под него готовить новые кадры. Чистый водород точно будет востребован, это неисчерпаемый источник энергии.

Казанский федеральный университет, Гузель КАПИТОНОВА:

– Территориально инженерная школа Казанского федерального университета находится рядом с производственной площадкой КАМАЗа в Набережных Челнах. Специфика наших образовательных программ обусловлена тем, что все направления подготовки, которые мы заявляли в рамках передовой инженерной школы, полностью совпадают с теми потребностями, которые есть у предприятия на ближайшие 5–10 лет. Это такие направления, как интеллектуальный автомобиль, автотранспорт с низким углеродным следом и технологии интеллектуального производства. Мы отбираем лучших студентов, обучаем их, привлекая со стороны КАМАЗа специалистов, которые в этих направлениях сейчас работают.

ПАО «КАМАЗ», директор по развитию Ирек ГУМЕРОВ:

– КАМАЗ много усилий делает по развитию нашего продукта. И с этой точки зрения нам необходимы квалифицированные кадры, инфраструктура, финансирование и хорошие научно-технические направления. Что самое интересное: все это включено в передовую инженерную школу. Я раскрою несколько направлений исследований, где мы совместными усилиями достигаем научно-технических результатов.

Интеллектуальный транспорт. Автомобиль очень сложный, в нем много элементов, новая система управления. Самые заметные внешне – это беспилотные функции, ADAS-системы и другое. Это требует большого объема работ по программированию, машинному обучению. Мы создаем из челнинских ребят увлеченную этими вопросами команду, и этот опыт, я думаю, будет успешным. Уже в 2024 году мы будем участвовать в формировании беспилотных логистических коридоров М-11 и запустим КамАЗы четвертого уровня автономности.

Мы уже поставляем в Москву электробусы. Они визуально интересные и красивые, технически удовлетворяют наших клиентов. Но стоять на месте нельзя. Мы планируем создать новое поколение электробусов, электромобилей.

Еще одно направление – автомобили и транспорт с низким углеродным следом, и здесь также есть осязаемые результаты. В настоящее время мы реализовываем водородные автобусы и автомобили на водородном топливе. Экспериментальный автобус на водородном топливе мы запустим по Москве в следующем году.

Владимир ПУТИН:

– Тема очень интересная. Беспилотники разных видов: автомобильные, авиационные, морские... Это очень важно, потому что это дает возможность решать очень много задач в самых разных сферах: от повышения обороноспособности до экономики, отдельных отраслей производства, начиная от автомобильных полигонов и кончая крупными городами, от доставки грузов между технологическими партнерами в рамках одного предприятия и в рамках группы компаний и так далее. Это то, что нужно.

Новгородский государственный университет, Сергей ЧЕБОТАРЕВ:

– Новгородская передовая инженерная школа создана с целью решения двух задач. Первая – это разработка отечественных систем управления технологическими процессами. Вторая – это опережающее обучение кадров для нашего технологического партнера, коим является компания «Акрон». Это крупнейшее предприятие Новгородской области, а также один из мировых лидеров по производству минеральных удобрений. Наши студенты с самого начала обучения выполняют реальные проекты для нашего индустриального партнера. Сегодня мы разрабатываем программное обеспечение процессов управления, а также датчики, сенсоры для систем автоматики на предприятии.

Компания «Акрон», Василий ИРТЕГОВ:

– Для компании «Акрон», реализующей проекты в отрасли минеральных удобрений и сырья для их производства, важно получить практические итоги от партнерства с новгородской передовой инженерной школой.

На предприятии остро стоит проблема разработки программного обеспечения: на «Акроне» очень много технологического софта, который отвечает и за автоматизацию систем управления, диспетчеризацию завода, зональность продукции, входной контроль сырья. Одна из задач – разработка и создание датчиков сенсорных, программируемых логических контроллеров, интерфейсных модулей, то есть контрольно-измерительных приборов и автоматики. В настоящее время очень важна разработка правильных образовательных программ по подготовке кадров и дополнительное обучение сотрудников предприятий.

На текущий момент совместно разработана дорожная карта, включающая шесть шагов: от разработки программного обеспечения, разработки датчиков сенсоров до создания интегрированной системы управления. Реализация ее запланирована на период с 2022 по 2027 год. Уверен, у новгородской передовой инженерной школы очень большие возможности и огромный потенциал.

Сергей ЧЕБОТАРЕВ:

– Большинство передовых российских инженерных школ имеют свои наработки в области программных продуктов, программного обеспечения. Предлагаю оценить возможность интеграции этого передового инженерного программного обеспечения на единую цифровую платформу для возможности обучения всех студентов, дальнейшего тиражирования для индустриальных партнеров.

Владимир ПУТИН:

– Переход на единую цифровую платформу – идея очень правильная, перспективная, но нужно, чтобы в основу были заложены исключительно отечественные разработки.

Донской государственный технический университет, Юрий АЛЕКСАКОВ:

– Я являюсь и партнером, и исполнителем проектах. Сейчас возглавляю технический центр компании «Ростсельмаш», где работает более 920 человек, которые занимаются новыми разработками, 650 из которых – конструкторы. Ни один наш проект — ни индустриальный, ни продуктовый – сегодня не закрывается. Реализуем 92 продуктовых проекта, продукция новой модификации будет представлена рынку в течение ближайших четырех лет. Из действующих крупных индустриальных проектов в Ростове — тракторный завод и завод трансмиссии, в Таганроге — завод навесного, прицепного оборудования и опрыскивателей.

Потребность в инженерных кадрах очень велика. Создание трансмиссии, механических и автоматических коробок передач для тракторов, гидравлику, автоматизацию зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов и другой сельхозтехники, которую мы производим, с точки зрения беспилотного вождения — вот то, что нам необходимо освоить. Нам необходимы специалисты, потому что становится все больше цифровых задач. Несмотря на то, что компания достаточно хорошо прогрессирует, мы хотим развиваться дальше.

Ключевыми особенностями нашей школы будут три главные вещи: подготовка не отдельных специалистов, а межфункциональных команд; наш ключевой продукт на ближайшие годы — это совершенно новая платформа зерноуборочных комбайнов, которые должны встать на замену всего нашего модельного ряда в 2028–2030 годах; достижение принципиально новой интеграции Донского университета и технического центра, сделать некий симбиоз и общую структуру, где будут распределенные испытательные мощности: часть будет в университете и в этой школе, а часть — на мощностях предприятия.

Мы сейчас достаточно конкурентоспособное предприятие: 70% российских хлебов сейчас обмолачивается именно нашими комбайнами. Наша техника пользуется спросом в более 40 странах мира.

Томский государственный университет, Кирилл ГОЛОХВАСТ:

– У инженерной школы Томского госуниверситета два уникальных ключевых партнера: крупнейший агрохолдинг в России «Сибагро» и Сибирский федеральный научный центр агробиотехнологий РАН. Я здесь в двух лицах: директор научного центра и директор передовой инженерной школы.

Нам необходимо привлекать кадры, которые будут заниматься наукой нового направления. Сейчас сельское хозяйство потребляет все самые новейшие технологии. Нам нужны молекулярные генетики, биоинженеры, биоинформатики, бионики.

Совместно с «Сибагро» мы спроектировали несколько крупных ключевых проектов: маточное поголовье отечественных свиней, глубокую переработку зерна с выходом на биоразлагаемый пластик, переработку отходов с использованием новейших технологий.

«Сибагро» строит огромный завод в Красноярском крае, который запустится в 2024 году. Мы готовим для него сотни людей уже сейчас. Мы четко знаем, что создадим десятки новых технологий, подготовим для отрасли тысячи специалистов. И я с уверенностью смотрю в будущее, потому что знаю: мы это сделаем.

Владимир ПУТИН:

– Это звучит как утверждение будущих побед. Сельское хозяйство действительно превратилось в высокотехнологичную отрасль, стало эффективным и конкурентоспособным на мировых рынках. К слову, благодарю сельхозпроизводителей за результаты этого года! Я вас поддерживаю и желаю вам успехов.

По материалам www.kremlin.ru





Владимир ПУТИН, Президент РФ
Владимир ПУТИН, Президент РФ
«Передовые российские инженерные школы должны быть нацелены на то, чтобы изобретать, производить собственную, отечественную, интеллектуальную продукцию, обращенную в будущее»

Сетевое издание «ТСР (Тренды. События. Рынки)» (12+). www.tsrmedia.ru. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-86612 от 26 января 2024 г. Учредитель: ООО «Группа компаний «Парад событий» (ОГРН 1169658042070). Редакция: mail@tsrmedia.ru, +7 (343) 22-777-19

Подробная информация об издании

© ООО «Группа компаний «Парад событий»

365 ДНЕЙ 2539559
901641
31 ДЕНЬ 67198
24010
24 ЧАСА 2329
797