Федеральный журнал ТСР. Рекламные возможности
ТСР – федеральный портал о трендах, событиях и рынках
Спецпроекты территориально-экономического маркетинга и развития
293

Стратегическое направление в области цифровой трансформации ТЭК

Цели СН ЦТ

Целью СН ЦТ на период до 2030 года является достижение высокого уровня «цифровой зрелости» основных участников отрасли, ускоренный переход энергетического сектора Российской Федерации на новые управленческий и технологический уровни, способствующие достижению технологического суверенитета, обеспечивающие условия для развития ТЭК и долгосрочного устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации путем оптимизации и трансформации бизнес-процессов (моделей) с применением «сквозных» цифровых технологий и платформенных решений в условиях высокой динамики изменений внешних и внутренних факторов.

Внедряемые технологии

В ходе реализации проекта «Формирование единой государственной политики развития цифровых платформ в интересах ТЭК» будут внедрены:  

1. новое индустриальное ПО;  

2. новое общесистемное ПО;

3. технологии работы с большими данными;

4. искусственный интеллект;

5. технологии промышленного интернета (интернет вещей);

6. технологии беспроводной связи;

7. технологии в области информационной безопасности.

Новое индустриальное ПО будет применено для разработки и реализации индустриальных приложений в рамках платформ технологического управления. Оно позволит автоматизировать процессы и управлять различными аспектами производства, включая управление производственными линиями, контроль качества и ресурсов.

Новое общесистемное ПО будет направлено на интеграцию различных систем в рамках единой платформы технологического управления. Она обеспечивает стандартизацию и унификацию информационного обмена между различными системами, обеспечивая согласованность данных и совместную работу различных компонентов платформы.

Технологии работы с большими данными будут использованы для анализа и обработки больших объемов данных, собранных со всех подключенных систем. Анализ больших данных позволит выявлять тренды, прогнозировать потребности, оптимизировать процессы и принимать обоснованные решения в режиме реального времени.

Искусственный интеллект будет применен для автоматизации процессов, оптимизации ресурсов, обнаружения аномалий и предоставления аналитической информации для принятия решений.  

Технологии промышленного интернета (интернет вещей) в рамках платформ технологического управления будут использоваться для подключения различных устройств и датчиков на производственном участке, сбора данных в реальном времени и передачи их в центральную систему. Это позволит осуществлять мониторинг и контролировать процессы, в том числе для предупреждения о возможных проблемах.

Технологии беспроводной связи в контексте платформ технологического управления будут использоваться для связи между различными устройствами и системами.  

Технологии в области информационной безопасности будут применяться в рамках разрабатываемого домена «Энергетика» во всех необходимых в соответствии с законодательством Российской Федерации объектах и процессах.

Указанные технологии вместе обеспечат автоматизацию, унификацию  и оптимизацию процессов в рамках платформ технологического управления, что позволит повысить эффективность и гибкость производства, а также принимать решения на основе данных и аналитики. В конечном итоге будет повышен также уровень наблюдаемости объектов ТЭК, в частности, электрических сетей.

Реализация проекта «Индустриальные центры компетенций ТЭК» предусматривает развитие отечественного рынка индустриального ПО.

Целевое состояние

В большинстве бизнес-процессов российских организаций ТЭК применяются «сквозные» цифровые технологии, в том числе технологии искусственного интеллекта. Разработан и функционирует на базе цифровой экосистемы «ГосТех» домен «Энергетика». Для решения всего спектра задач технологических процессов и управления информационный обмен в отраслях ТЭК осуществляется на базе общих информационных моделей, а также с применением цифровых платформ, приложений и сервисов. ЦТ в ТЭК осуществлена на основе отечественных ИКТ, обеспечивающих технологический суверенитет.

Индикаторы ЦТ

Показатель «цифровой зрелости» отрасли «Энергетическая инфраструктура»

Перечень ответственных исполнителей, соисполнителей, участников разработки, экспертизы и реализации СН ЦТ

  • Ответственный исполнитель: Министерство энергетики Российской Федерации – заместитель Министра энергетики Российской Федерации Шереметцев Эдуард Михайлович.
  • Соисполнители: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
  • Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;
  • Министерство экономического развития Российской Федерации.
  • Реализация СН ЦТ будет осуществляться также субъектами деятельности ТЭК и отрасли ИКТ, институтами развития и иными заинтересованными организациями.

Приоритеты СН ЦТ

  • осуществление ЦТ ТЭК на основе отечественных ИКТ, в том числе отечественных «сквозных» цифровых технологий;      
  • платформизация, формирование единой отраслевой технической политики в области ИКТ, развитие единых подходов к построению отдельных компонентов ИТ-архитектуры в ТЭК, в том числе формирование отдельных компонентов отраслевой ИТ-архитектуры ТЭК на базе общих инструментов моделирования и описания ИТ-архитектуры;      
  • построение общих информационных моделей, введение единых стандартов обмена информацией, унифицированная регламентация взаимодействия между различными системами и субъектами, обеспечение гибкого и масштабируемого управления процессами в ТЭК;     
  • обеспечение условий для достижения технологического суверенитета в ТЭК, в частности, посредством импортозамещения в области «сквозных» цифровых технологий;     
  • обеспечение устойчивого и бесперебойного функционирования информационной инфраструктуры ТЭК, в первую очередь критической информационной инфраструктуры ТЭК;
  • реализация государственной политики в области ЦТ ТЭК посредством применения цифровой экосистемы «ГосТех» и с соблюдением принципов клиентоцентричности.

Задачи стратегического направления в области цифровой трансформации ТЭК

1. обеспечить условия и меры поддержки разработки и внедрения отечественных «сквозных» цифровых технологий, применимых в ТЭК (как для разработчиков, так и для заказчиков), в том числе посредством коммерциализации и тиражирования результатов интеллектуальной деятельности компаний ТЭК для создания внутреннего рынка зрелых «сквозных» цифровых технологий, применимых в ТЭК;

2. обеспечить консолидацию отечественных организаций ТЭК с целью формирования отраслевого заказа в области «сквозных» цифровых технологий, приоритизации научных исследований и разработок, трансфера технологий и предотвращения дублирования затрат на разработку идентичных решений в области «сквозных» цифровых технологий, а также полного покрытия ИТ-ландшафта ТЭК отечественным ПО;

3. сформировать на базе цифровой экосистемы «ГосТех» целевую архитектуру домена «Энергетика» посредством проектирования клиентских путей, а также разработать и ввести в эксплуатацию сервисы (платформы) и обеспечить формирование соответствующего правового поля под целевую архитектуру домена «Энергетика»;

4. создать инфраструктурную платформу электросетевого комплекса для решения задач на всех уровнях управления и обеспечивающую высокий уровень информационной безопасности;

5. сформировать цифровую экосистему для сбора, обработки и использования производственных и технологических данных;

6. обеспечить активное использование цифровой экосистемы «ГосТех» в ТЭК;

7. обеспечить развитие отраслевых образовательных программ в области ИКТ, в частности, апробировать новые механизмы практического обучения;

8. обеспечить условия развития сервисов (служб) облачных вычислений, перехода организаций ТЭК на широкое применение облачных вычислений, а также обеспечить высокий уровень информационной безопасности при применении облачных вычислений;

9. обеспечить условия для полного исключения использования ПО иностранного происхождения на значимых объектах критической информационной инфраструктуры ТЭК;

10. обеспечить условия для оптимизации и трансформации бизнес-процессов организаций ТЭК и внедрения новых бизнес-моделей, в том числе моделей управления на основе данных;

11. обеспечить условия для повышения уровня информационной безопасности в организациях ТЭК.

Ключевыми бенефициарами СН ЦТ являются:

  • организации ТЭК;
  • производители и поставщики  ИКТ для ТЭК;
  • научные организации (высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и субъекты инновационной деятельности);
  • потребители топливно-энергетических ресурсов;
  • государственные органы.

Стратегический коридор. Тренды отрасли

Платформизация и переход к модели управления на основе данных и общим информационным моделям

Создание промышленных цифровых платформ управления производством на базе отечественного ПО, позволяющих предприятиям объединить все свои промышленные данные с целью осуществления аналитического (интегрального) цифрового мониторинга, оценки прогнозирования состояний и процессов отрасли, а также повышения экономических эффектов от внедрения «сквозных» цифровых технологий

Приоритизация направления импортозамещения и информационной безопасности

Для обеспечения энергетической и информационной безопасности государством установлены законодательные требования, ограничивающие использование организациями ТЭК иностранного ПО, в том числе в составе ПАК, и ужесточающие требования в области информационной безопасности

Создание «единого окна» взаимодействия государственных органов, организаций ТЭК, потребителей топливно-энергетических ресурсов

Сокращение административных барьеров, «бумажной» отчетности и запросов организаций ТЭК со стороны государственных органов, переход к управлению на основе данных, переход на цифровое взаимодействие, в том числе в рамках предоставления/получения услуг в ТЭК

Ограничения отрасли

Финансовые

Отсутствие бюджетного финансирования и мер государственной поддержки, стимулирующих организации ТЭК внедрять отечественные «сквозные» цифровые технологии.

При этом организации ТЭК осуществляют деятельность в условиях государственного регулирования тарифов, в связи с чем обладают ограниченными финансовыми ресурсами для ЦТ и импортозамещения.

Кадровые

Недостаточная обеспеченность высококвалифицированными кадрами в области ИКТ, а также недостаточные темпы реагирования системы профессионального образования на изменения потребностей ТЭК.

Технологические

Наличие высокой доли использования иностранных решений в области ИКТ и отсутствие сопоставимых по техническим характеристикам отечественных аналогов по отдельным классам ПО.

Основные процессы отрасли и оценка текущего состояния

ТЭК Российской Федерации вносит значительный вклад в национальную безопасность, социально-экономическое развитие страны и повышение качества жизни граждан, обеспечивая формирование значительной части бюджетных доходов и основную долю экспортной выручки. В составе ТЭК Российской Федерации выделяются три ключевые отрасли: нефтегазовая, угольная и электроэнергетическая.  Российская Федерация входит в число мировых лидеров по запасам углеводородного сырья, объемам добычи, производства и экспорта энергоносителей.  Энергетическая инфраструктура Российской Федерации, основу которой составляют Единая энергетическая система, Единая система газоснабжения, система магистральных трубопроводов для транспортировки нефти и нефтепродуктов, является одной из самых протяженных в мире и функционирует в различных природно-климатических условиях – от арктической до субтропической зоны.

Текущее состояние ТЭК Российской Федерации можно охарактеризовать следующим образом.

Российская Федерация обладает крупными запасами нефти и газа, является одним из крупнейших экспортеров топливно-энергетических ресурсов. Нефтегазовая отрасль Российской Федерации включает в себя комплекс деятельности, связанный с разведкой, добычей, транспортировкой, переработкой и сбытом нефти и газа, а также конечных продуктов их переработки.  Основными перспективными направлениями развития  «сквозных» цифровых технологий в организациях нефтегазовой отрасли являются:

  • системы моделирования и системы предиктивного обслуживания и ремонта, а также BIM-технологии (информационное моделирование зданий) в строительстве объектов нефтегазового комплекса;
  • системы управления лабораторной информацией;
  • системы диспетчерского управления, системы промышленной автоматизации;
  • роботизация и автономные технологии;
  • системы управления промысловыми и инженерными данными;
  • системы управления цепочками поставок, системы онлайн-оптимизации технологических процессов.

Угольная отрасль Российской Федерации выполняет важную роль  в энергетике и промышленности страны, включает комплекс деятельности, связанный с разведкой, добычей, обработкой (обогащением), транспортировкой и сбытом угля. Российская Федерация обладает одним из крупнейших запасов угля в мире и является его крупным экспортером. При этом уголь занимает большую долю в топливно-энергетическом балансе страны.

Основными перспективными направлениями развития «сквозных» цифровых технологий в организациях угольной отрасли являются:

  • цифровые платформы для горнодобывающей отрасли;
  • технологии автоматизации производственных процессов, в том числе с применением интернета вещей и больших данных;
  • применение робототехники;
  • технологии умного производства;
  • комплексные технологии, обеспечивающие решение проблем безопасности при добыче угля;
  • технологии оптимизации управления спецтехникой и умные системы управления логистикой.

Электроэнергетическая отрасль Российской Федерации является составной частью ТЭК страны, объединяющей все процессы генерации, распределения, преобразования и сбыта электрической энергии, обеспечивающей электрической энергией внутренние потребности отраслей экономики и населения и осуществляющей ее экспорт. Российская Федерация – один из крупнейших производителей и потребителей электрической энергии в мире, обладает полным комплексом технологических процессов в области электро- и теплогенерации, в том числе в атомной отрасли, а также практически не зависит от импорта первичных энергоресурсов.  

Основными перспективными направлениями развития «сквозных» цифровых технологий в организациях электроэнергетической отрасли являются:

  • системы управления производственными активами;
  • системы сбора и обработки в реальном времени информации об объектах электроэнергетического комплекса;
  • системы биллинга и интеллектуального учета;
  • отраслевые решения мониторинга и управления, в том числе автоматизированные системы управления технологическим процессом;
  • технологии повышения операционной эффективности и надежности электростанций и тепловых сетей;
  • системы управления процессами диагностики и планирования поставок;
  • системы контроля состояния гидротехнических сооружений.

Российский ТЭК активно развивается в сфере ЦТ, опережая по ряду направлений другие отрасли экономики, что подтверждается высоким уровнем «цифровой зрелости», а также наличием у ключевых организаций ТЭК корпоративного планирования и прогнозирования в области ЦТ, в том числе комплекса программно-целевых и стратегических документов, и их успешной реализацией. Кроме того, в российском ТЭК существуют вертикально интегрированные крупные компании с обширной технологической и научной базой. При этом наблюдается тренд по объединению крупных организаций ТЭК для совместного решения задач ЦТ ТЭК. В то же время государство обладает возможностью влиять на ЦТ и импортозамещение в ТЭК, в частности, посредством установления требований к закупкам компаний с государственным участием, а также к реализации ими инициатив ЦТ.

Основными перспективами развития российского ТЭК в период до 2030 года с учетом возможностей ЦТ являются:

  • оптимизация деятельности организаций ТЭК и повышение их эффективности за счет применения цифровых бизнес-моделей;
  • открытие новых месторождений нефти и газа, а также повышение коэффициента извлечения нефти и газа на существующих месторождениях нефти и газа за счет применения «сквозных» цифровых технологий;
  • снижение производственных издержек и повышение эффективности использования ресурсов, повышение контроля технологических процессов  и безопасности за счет ЦТ;
  • создание цифровых сервисов для оптимизации бизнес-процессов, в том числе в области предоставления услуг (в частности, государственных) и деятельности по реализации энергоносителей;
  • сокращение несертифицированной (контрафактной) продукции за счет возможности отслеживания цепочек поставок (маршрутов);
  • снижение аварийности и антропогенного воздействия, а также повышение срока эксплуатации оборудования в ТЭК за счет внедрения «сквозных» цифровых технологий, в том числе за счет предиктивного обслуживания оборудования и изделий и перехода на вид ремонта по техническому состоянию.

При этом ТЭК Российской Федерации в период до 2030 года может столкнутся со следующими угрозами, на предотвращение и нивелирование которых может повлиять ЦТ:

  • нарушение функционирования производственных систем (разрыв производственных цепочек), сокращение инвестиций и уровня технологической оснащенности российских организаций ТЭК под воздействием санкций, касающихся ограничения доступа российских организаций к технологиям и международному рынку капитала;
  • выработанность запасов существующих и необходимость нахождения новых газовых и нефтяных месторождений, повышение издержек добычи трудноизвлекаемых запасов нефти и газа, снижение коэффициентов добычи нефти и газа;
  • сокращение традиционных для Российской Федерации внешних энергетических рынков и сложности выхода на новые энергетические рынки с учетом роста конкуренции и повышения производственных и логистических издержек;
  • увеличение количества компьютерных атак и инцидентов на объектах критической информационной инфраструктуры ТЭК, а также повышение сложности реагирования на компьютерные инциденты;
  • несоответствие разработок в области ИКТ актуальным потребностям ТЭК в части функциональных требований и технического уровня, вызванное отсутствием консолидированной информации о потребностях организаций ТЭК, недостаточным финансированием, частичной изоляцией российской науки, выходом из участия в совместных международных проектах, сообществах, организациях;
  • рост оборота некачественной, несертифицированной продукции и теневой экономики в ТЭК.

Кроме того, на развитие российского ТЭК в сфере ЦТ в настоящее время оказывают негативное влияние следующие факторы:

  • недостаточная обеспеченность отрасли высококвалифицированными кадрами в области ИКТ, а также недостаточные темпы реагирования системы профессионального образования на изменение потребностей организаций ТЭК;
  • отсутствие системной работы по формированию фонда применяемых документов по стандартизации и правил внедрения и эксплуатации «сквозных» цифровых технологий в ТЭК (разрозненность применяемых организациями стандартов в области ИКТ), а также отсутствие единых стандартов обмена и обработки данных, в том числе применения общих информационных моделей;
  • низкий уровень локализации производства и высокая зависимость от иностранной продукции и услуг, в том числе в области «сквозных» цифровых технологий;
  • недостаточный уровень развития отечественного сектора ИКТ и невысокий уровень взаимодействия организаций ТЭК с отечественными организациями сектора ИКТ, в том числе малыми, вновь созданными предприятиями (стартапами).

На основании вышеприведенного анализа определены следующие перспективные направления работ в области ЦТ российского ТЭК, учитывающие слабые и сильные стороны и потенциальные возможности и угрозы российского ТЭК:

  • внедрение цифровых систем, позволяющих сбалансировать энергопотребление, результатом которого станут повышение  надежности эксплуатации энергетических систем и снижение расходов на проведение ремонтных работ;
  • переход отрасли на модель управления на основе данных, оптимизация бизнес-процессов и появление новых бизнес-моделей в компаниях ТЭК (развитие систем аналитического (интегрального) цифрового мониторинга, оценки и прогнозирования состояний и процессов в отрасли, масштабная платформизация);
  • внедрение в ТЭК цифровых систем мониторинга состояния оборудования, в том числе для перехода от внеплановых ремонтов (ремонтов после отказа) и регламентных ремонтов (планово-предупредительных ремонтов) к ремонтам по техническому состоянию;
  • создание и развитие государственных информационных систем, платформ и сервисов на основе доменной модели, а также обеспечение необходимых для их функционирования технических, правовых и организационных форм;
  • переход организаций ТЭК на широкое применение облачных вычислений с соблюдением требований, касающихся информационной безопасности, и развитие кооперации отечественных организаций ТЭК с целью тиражирования имеющихся у них внутренних разработок в области «сквозных» цифровых технологий, определения приоритетных направлений исследований и разработок, их финансирования и проведения, а также предотвращения дублирования затрат на разработку функционально идентичных решений в области «сквозных» цифровых технологий;
  • увеличение доли внешних затрат на ИКТ и развитие кооперации организаций ТЭК с отечественными организациями сектора ИКТ, в том числе малыми, вновь созданными предприятиями (стартапами);
  • увеличение финансирования организациями ТЭК исследований и разработок «сквозных» цифровых технологий, в том числе в области управления производством, ресурсами и поставками, систем интерпретации, инженерного (имитационного) моделирования и проектирования («умных скважин», «умных месторождений», «умных сетей»);
  • создание (развитие) единых отраслевых объединений, включающих организации ТЭК, научно-исследовательские и образовательные организации, государственные органы, а также иные вовлеченные в ЦТ ТЭК сообщества и организации в целях совершенствования процессов ЦТ организаций ТЭК, формирования отраслевого заказа в области «сквозных» цифровых технологий, выработки консолидированной позиции по вопросам ЦТ и информационной безопасности в ТЭК;
  • закрепление на законодательном уровне высоких требований в области информационной безопасности в ТЭК с одновременным формированием стимулирующих мер поддержки с учетом наличия финансовых, организационных и технических ограничений ТЭК;
  • создание в ТЭК решений в области ИКТ для отслеживания логистических и торговых операций, а также развитие цифровых систем управления топливно-энергетическими и материально-техническими ресурсами; 
  • унификация требований к архитектуре ИКТ в ТЭК, развитие систем стандартизации и специализированного ПО в области стандартизации ИКТ в целях сокращения затрат в рамках проектирования, обследования ИТ-архитектуры и бизнес-процессов, а также ввода и вывода из эксплуатации ИС;

Интеграция организаций ТЭК с системой образования, в том числе применение отраслевых политик и стандартов в обучении, научно-исследовательской и проектной деятельности по тематикам ТЭК в целях погружения выпускников учебных заведений в актуальную отраслевую повестку и обеспечения практикоориентированной подготовки. 

2024.10.29-31 - выставка-форум Translogistica Ural

2024.10.15-17 - Дорога

2024.10.29 - Металл экспо
 

Поделиться в соцсетях:

Поделиться на электронную почту:
       



Сетевое издание «ТСР (Тренды. События. Рынки)» (12+). www.tsrmedia.ru. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-86612 от 26 января 2024 г. Учредитель: ООО «Группа компаний «Парад событий» (ОГРН 1169658042070). Редакция: mail@tsrmedia.ru, +7 (343) 22-777-19

Подробная информация об издании

© ООО «Группа компаний «Парад событий»

365 ДНЕЙ 1758272
711930
31 ДЕНЬ 337492
122432
24 ЧАСА 5959
1687
Анализ сайта