В ходе реализации проекта «Формирование единой государственной политики развития цифровых платформ в интересах ТЭК» будут внедрены:
1. новое индустриальное ПО;
2. новое общесистемное ПО;
3. технологии работы с большими данными;
4. искусственный интеллект;
5. технологии промышленного интернета (интернет вещей);
6. технологии беспроводной связи;
7. технологии в области информационной безопасности.
Новое индустриальное ПО будет применено для разработки и реализации индустриальных приложений в рамках платформ технологического управления. Оно позволит автоматизировать процессы и управлять различными аспектами производства, включая управление производственными линиями, контроль качества и ресурсов.
Новое общесистемное ПО будет направлено на интеграцию различных систем в рамках единой платформы технологического управления. Она обеспечивает стандартизацию и унификацию информационного обмена между различными системами, обеспечивая согласованность данных и совместную работу различных компонентов платформы.
Технологии работы с большими данными будут использованы для анализа и обработки больших объемов данных, собранных со всех подключенных систем. Анализ больших данных позволит выявлять тренды, прогнозировать потребности, оптимизировать процессы и принимать обоснованные решения в режиме реального времени.
Искусственный интеллект будет применен для автоматизации процессов, оптимизации ресурсов, обнаружения аномалий и предоставления аналитической информации для принятия решений.
Технологии промышленного интернета (интернет вещей) в рамках платформ технологического управления будут использоваться для подключения различных устройств и датчиков на производственном участке, сбора данных в реальном времени и передачи их в центральную систему. Это позволит осуществлять мониторинг и контролировать процессы, в том числе для предупреждения о возможных проблемах.
Технологии беспроводной связи в контексте платформ технологического управления будут использоваться для связи между различными устройствами и системами.
Технологии в области информационной безопасности будут применяться в рамках разрабатываемого домена «Энергетика» во всех необходимых в соответствии с законодательством Российской Федерации объектах и процессах.
Указанные технологии вместе обеспечат автоматизацию, унификацию и оптимизацию процессов в рамках платформ технологического управления, что позволит повысить эффективность и гибкость производства, а также принимать решения на основе данных и аналитики. В конечном итоге будет повышен также уровень наблюдаемости объектов ТЭК, в частности, электрических сетей.
Реализация проекта «Индустриальные центры компетенций ТЭК» предусматривает развитие отечественного рынка индустриального ПО.
1. обеспечить условия и меры поддержки разработки и внедрения отечественных «сквозных» цифровых технологий, применимых в ТЭК (как для разработчиков, так и для заказчиков), в том числе посредством коммерциализации и тиражирования результатов интеллектуальной деятельности компаний ТЭК для создания внутреннего рынка зрелых «сквозных» цифровых технологий, применимых в ТЭК;
2. обеспечить консолидацию отечественных организаций ТЭК с целью формирования отраслевого заказа в области «сквозных» цифровых технологий, приоритизации научных исследований и разработок, трансфера технологий и предотвращения дублирования затрат на разработку идентичных решений в области «сквозных» цифровых технологий, а также полного покрытия ИТ-ландшафта ТЭК отечественным ПО;
3. сформировать на базе цифровой экосистемы «ГосТех» целевую архитектуру домена «Энергетика» посредством проектирования клиентских путей, а также разработать и ввести в эксплуатацию сервисы (платформы) и обеспечить формирование соответствующего правового поля под целевую архитектуру домена «Энергетика»;
4. создать инфраструктурную платформу электросетевого комплекса для решения задач на всех уровнях управления и обеспечивающую высокий уровень информационной безопасности;
5. сформировать цифровую экосистему для сбора, обработки и использования производственных и технологических данных;
6. обеспечить активное использование цифровой экосистемы «ГосТех» в ТЭК;
7. обеспечить развитие отраслевых образовательных программ в области ИКТ, в частности, апробировать новые механизмы практического обучения;
8. обеспечить условия развития сервисов (служб) облачных вычислений, перехода организаций ТЭК на широкое применение облачных вычислений, а также обеспечить высокий уровень информационной безопасности при применении облачных вычислений;
9. обеспечить условия для полного исключения использования ПО иностранного происхождения на значимых объектах критической информационной инфраструктуры ТЭК;
10. обеспечить условия для оптимизации и трансформации бизнес-процессов организаций ТЭК и внедрения новых бизнес-моделей, в том числе моделей управления на основе данных;
11. обеспечить условия для повышения уровня информационной безопасности в организациях ТЭК.
|
Платформизация и переход к модели управления на основе данных и общим информационным моделям |
Создание промышленных цифровых платформ управления производством на базе отечественного ПО, позволяющих предприятиям объединить все свои промышленные данные с целью осуществления аналитического (интегрального) цифрового мониторинга, оценки прогнозирования состояний и процессов отрасли, а также повышения экономических эффектов от внедрения «сквозных» цифровых технологий |
|
Приоритизация направления импортозамещения и информационной безопасности |
Для обеспечения энергетической и информационной безопасности государством установлены законодательные требования, ограничивающие использование организациями ТЭК иностранного ПО, в том числе в составе ПАК, и ужесточающие требования в области информационной безопасности |
|
Создание «единого окна» взаимодействия государственных органов, организаций ТЭК, потребителей топливно-энергетических ресурсов |
Сокращение административных барьеров, «бумажной» отчетности и запросов организаций ТЭК со стороны государственных органов, переход к управлению на основе данных, переход на цифровое взаимодействие, в том числе в рамках предоставления/получения услуг в ТЭК |
|
Финансовые |
Отсутствие бюджетного финансирования и мер государственной поддержки, стимулирующих организации ТЭК внедрять отечественные «сквозные» цифровые технологии. При этом организации ТЭК осуществляют деятельность в условиях государственного регулирования тарифов, в связи с чем обладают ограниченными финансовыми ресурсами для ЦТ и импортозамещения. |
|
Кадровые |
Недостаточная обеспеченность высококвалифицированными кадрами в области ИКТ, а также недостаточные темпы реагирования системы профессионального образования на изменения потребностей ТЭК. |
|
Технологические |
Наличие высокой доли использования иностранных решений в области ИКТ и отсутствие сопоставимых по техническим характеристикам отечественных аналогов по отдельным классам ПО. |
ТЭК Российской Федерации вносит значительный вклад в национальную безопасность, социально-экономическое развитие страны и повышение качества жизни граждан, обеспечивая формирование значительной части бюджетных доходов и основную долю экспортной выручки. В составе ТЭК Российской Федерации выделяются три ключевые отрасли: нефтегазовая, угольная и электроэнергетическая. Российская Федерация входит в число мировых лидеров по запасам углеводородного сырья, объемам добычи, производства и экспорта энергоносителей. Энергетическая инфраструктура Российской Федерации, основу которой составляют Единая энергетическая система, Единая система газоснабжения, система магистральных трубопроводов для транспортировки нефти и нефтепродуктов, является одной из самых протяженных в мире и функционирует в различных природно-климатических условиях – от арктической до субтропической зоны.
Текущее состояние ТЭК Российской Федерации можно охарактеризовать следующим образом.
Российская Федерация обладает крупными запасами нефти и газа, является одним из крупнейших экспортеров топливно-энергетических ресурсов. Нефтегазовая отрасль Российской Федерации включает в себя комплекс деятельности, связанный с разведкой, добычей, транспортировкой, переработкой и сбытом нефти и газа, а также конечных продуктов их переработки. Основными перспективными направлениями развития «сквозных» цифровых технологий в организациях нефтегазовой отрасли являются:
Угольная отрасль Российской Федерации выполняет важную роль в энергетике и промышленности страны, включает комплекс деятельности, связанный с разведкой, добычей, обработкой (обогащением), транспортировкой и сбытом угля. Российская Федерация обладает одним из крупнейших запасов угля в мире и является его крупным экспортером. При этом уголь занимает большую долю в топливно-энергетическом балансе страны.
Основными перспективными направлениями развития «сквозных» цифровых технологий в организациях угольной отрасли являются:
Электроэнергетическая отрасль Российской Федерации является составной частью ТЭК страны, объединяющей все процессы генерации, распределения, преобразования и сбыта электрической энергии, обеспечивающей электрической энергией внутренние потребности отраслей экономики и населения и осуществляющей ее экспорт. Российская Федерация – один из крупнейших производителей и потребителей электрической энергии в мире, обладает полным комплексом технологических процессов в области электро- и теплогенерации, в том числе в атомной отрасли, а также практически не зависит от импорта первичных энергоресурсов.
Основными перспективными направлениями развития «сквозных» цифровых технологий в организациях электроэнергетической отрасли являются:
Российский ТЭК активно развивается в сфере ЦТ, опережая по ряду направлений другие отрасли экономики, что подтверждается высоким уровнем «цифровой зрелости», а также наличием у ключевых организаций ТЭК корпоративного планирования и прогнозирования в области ЦТ, в том числе комплекса программно-целевых и стратегических документов, и их успешной реализацией. Кроме того, в российском ТЭК существуют вертикально интегрированные крупные компании с обширной технологической и научной базой. При этом наблюдается тренд по объединению крупных организаций ТЭК для совместного решения задач ЦТ ТЭК. В то же время государство обладает возможностью влиять на ЦТ и импортозамещение в ТЭК, в частности, посредством установления требований к закупкам компаний с государственным участием, а также к реализации ими инициатив ЦТ.
Основными перспективами развития российского ТЭК в период до 2030 года с учетом возможностей ЦТ являются:
При этом ТЭК Российской Федерации в период до 2030 года может столкнутся со следующими угрозами, на предотвращение и нивелирование которых может повлиять ЦТ:
Кроме того, на развитие российского ТЭК в сфере ЦТ в настоящее время оказывают негативное влияние следующие факторы:
На основании вышеприведенного анализа определены следующие перспективные направления работ в области ЦТ российского ТЭК, учитывающие слабые и сильные стороны и потенциальные возможности и угрозы российского ТЭК:
Интеграция организаций ТЭК с системой образования, в том числе применение отраслевых политик и стандартов в обучении, научно-исследовательской и проектной деятельности по тематикам ТЭК в целях погружения выпускников учебных заведений в актуальную отраслевую повестку и обеспечения практикоориентированной подготовки.
Сетевое издание «ТСР (Тренды. События. Рынки)» (12+). www.tsrmedia.ru. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-86612 от 26 января 2024 г. Учредитель: ООО «Группа компаний «Парад событий» (ОГРН 1169658042070). Редакция: mail@tsrmedia.ru, +7 (343) 22-777-19
Подробная информация об издании
© ООО «Группа компаний «Парад событий»