Федеральный журнал ТСР. Рекламные возможности
26

Дорожное хозяйство

Росавтодор: итоги работы и перспективы развития (СПЕЦПРОЕКТ 20 лет Росавтодору | ЖУРНАЛ ТСР № 209)

Росавтодор: итоги работы и перспективы развития
Двадцать лет отмечает в этом году созданное указом Президента РФ Федеральное дорожное агентство (Росавтодор). Результаты работы ведомства впечатляют. За эти годы построено и реконструировано 6,5 тысячи километров федеральных дорог и почти 174 тысячи погонных метров искусственных сооружений. На региональной сети после аналогичных работ было введено 30 тысяч километров дорог. С 2004 года федеральный статус получили такие трассы, как Южно-Сахалинск — Оха и «Таврида» Керчь — Симферополь — Севастополь, был сформирован транспортный маршрут «Золотое кольцо». По итогам прошлого года показатель нормативного состояния автодорог вырос почти в два раза — с 38 до 72%. Все это самым благоприятным образом сказывается на комфорте и безопасности передвижения российских граждан по автомобильным дорогам страны.

Для повышения транспортной связности регионов

Обновленный пятилетний план предусматривает реализацию 380 проектов строительства и реконструкции дорог (версией документа 2022 года были утверждены 250 мероприятий). На строительство и реконструкцию федеральных дорог будет направлено почти 1,9 триллиона рублей, что позволит ввести в эксплуатацию более 2,1 тысячи километров автомобильных дорог, из них 1,6 тысячи километров — федеральные трассы, подведомственные Росавтодору. Федеральные средства в размере 361,7 миллиарда рублей позволят выполнить работы на 143 объектах и обеспечить строительство и реконструкцию региональных дорог общей протяженностью более одной тысячи километров.

Основной целью обновления плана было обеспечение максимального уровня безопасности дорожного движения и повышение транспортной связности регионов нашей страны. Включение новых наименований происходило исходя из таких критериев, как ликвидация узких мест, реализация мероприятий на участках транспортных коридоров Север — Юг и «Россия», АзовоЧерноморского направления и Дальневосточного федерального округа. Большое внимание уделялось уже начатым объектам строительства и реконструкции автомобильных дорог.

Работы также развернутся на трассах М-5 «Урал», Р-256 «Чуйский тракт» и других. Модернизация федеральной сети в регионах приведет к развитию экономики и созданию новых рабочих мест, повысит транспортную доступность и туристическую привлекательность субъектов РФ.

Пятилетним планом предусмотрено также строительство обходов городов Волгограда, Калининграда, Кемерово, Майкопа, Омска, Ореа, Перми, Пскова, Рязани, Саратова, Южно-Сахалинска и других.

Комплексная модернизация дорог регионального, межмуниципального и местного значения запланирована, в частности, в Брянской, Воронежской, Владимирской, Липецкой, Московской, Ивановской, Ярославской, Вологодской, Новгородской, Ленинградской областях.

С целью совершенствования опорной сети автодорог

В соответствии с Транспортной стратегией к крупнейшим и наиболее важным для социально-экономического развития страны проектам необходимо отнести совершенствование опорной сети автомобильных дорог.

Согласно ПП РФ № 852 от 25.06.2024, к опорной сети относятся дороги регионального или межмуниципального значения, которые соединяют центры экономического роста, обеспечивают подъезд к аэропортам, железнодорожным станциям, а также морским и речным портам.

В настоящий момент протяженность автомобильных дорог опорной сети РФ составляет 140,5 тысячи километров, из них 74,3 тысячи километров — трассы регионального или межмуниципального значения. Ключевая задача дорожников — привести к 2030 году в нормативное состояние 85% дорог опорной сети.

В частности, в субъектах Российской Федерации качественной и безопасной инфраструктурой будут обеспечены 2 038 автомобильных дорог опорной сети.

Работа по приведению к нормативу региональной опорной сети автодорог уже ведется. Так, в 2024 году по национальному проекту «Безопасные качественные дороги» запланировано обновить порядка 3,36 тысячи километров региональных трасс.

Крупнейшие проекты Росавтодора будут связаны с развитием магистралей в составе транспортного коридора Север — Юг и «Россия». Наибольшие объемы строительства и реконструкции предусмотрены на федеральных автомобильных дорогах М-5 «Урал», М-7 «Волга», Р-351 Екатеринбург — Тюмень, Р-402 Тюмень — Ялуторовск — Ишим — Омск, Р-256 «Чуйский тракт», Р-255 «Сибирь», Р-258 «Байкал», Р-297 «Амур», А-370 «Уссури» и А-350 Чита — Забайкальск — граница с Китайской Народной Республикой.

В международном транспортном коридоре Север — Юг наибольшие объемы строительства и реконструкции предусмотрены на федеральных автомобильных дорогах А-121 «Сортавала», А-181 «Скандинавия», Р-21 «Кола», М-8 «Холмогоры», Р-22 «Каспий», Р-217 «Кавказ» и Р-215 Астрахань — Кочубей — Кизляр — Махачкала.

Активные дорожные работы на южных автомобильных дорогах А-290 Новороссийск — Керчь, А-289 Краснодар — Славянскна-Кубани — Темрюк — автомобильная дорога А-290 Новороссийск — Керчь будут направлены на совершенствование автодорожной связи Республики Крым и Севастополя с другими участками международных транспортных коридоров.

В 2024 году продолжится комплексное развитие дорожной сети Донецкой и Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей. В четырех субъектах дорожные работы пройдут на 576 километрах региональной и местной сети.

Запланированы мероприятия по замене слоев износа почти на 491 километре региональных трасс и 85 километрах улично-дорожной сети в населенных пунктах. Также планируются работы по содержанию 20,5 тысячи километров дорог.

Важное значение имеет строительство и реконструкция автомобильных дорог федерального и регионального значения, проходящих в северной части РФ и необходимых для успешного функционирования Северного морского пути. Например, пятилетним планом предусмотрено развитие на территории Арктической зоны РФ федеральных трасс Р-21 «Кола» в Мурманской области и М-8 «Холмогоры» в Архангельской области, а также автомобильной дороги регионального значения Колыма – Омсукчан — Омолон — Анадырь на территории Чукотского автономного округа.

Кроме того, планируется развитие автомобильных дорог на территории Республики Саха (Якутия), Камчатского, Приморского, Хабаровского краев, Магаданской и Сахалинской областей, обеспечивающих доступ к морским портам Тихоокеанского бассейна и Северного Ледовитого океана.

Ключевые итоги 2023 года

В прошлом году дорожное хозяйство продолжало демонстрировать устойчивое развитие и стабильность. Были введены в эксплуатацию такие важные для страны объекты, как мост через реку Зею в Амурской области, обходы Краснодара, Аксая, Арзамаса.

Всего в 2023 году по всей стране было уложено свыше 243 миллионов квадратных метров асфальтобетона, отремонтировано 28,6 тысячи километров автомобильных дорог по всей стране (25 тысяч километров — региональные, 3,6 тысячи километров — федеральные). А также построено и реконструировано еще 2,1 тысячи километров (одна тысяча километров — региональные, 1,1 тысяча километров — федеральные).

В числе крупных федеральных объектов Росавтодора — реконструированные участки трасс А-360 «Лена» в Якутии, Р-21 «Кола» в Мурманской области, а также реконструированный мост через реку Свиягу в Республике Татарстан.

Кроме того, были капитально отремонтированы отрезки автомобильных дорог А-393 Южно-Сахалинск — Оха в Сахалинской области, А-215 Лодейное Поле — Вытегра — Прокшино — Плесецк — Брин-Наволок в Вологодской области, Р-217 «Кавказ» в Республике Дагестан, А-151 Цивильск — Ульяновск в Чувашской Республике и Р-242 Пермь — Екатеринбург в Свердловской области. Аналогичные работы были завершены на мостах через реку Баксан в Кабардино-Балкарии и через реку Хопер в Воронежской области.

Большое внимание было уделено развитию стратегически важных транспортных коридоров. В частности, в рамках модернизации маршрута Север–Юг было построено 20,6 километра федеральных автомобильных дорог. Также Росавтодором был проведен большой объем работ на обходах пяти населенных пунктов Башкортостана, Нижнекамска и Набережных Челнов в Татарстане, Гудермеса в Чеченской Республике, Владикавказа в Северной Осетии — Алании.

Знаковым итогом 2023 года стало развертывание дорожной деятельности в Донецкой и Луганской народных республиках, Херсонской и Запорожской областях. Более тысячи километров трасс этих регионов стали федеральными и перешли в ведение Росавтодора. В федеральную дорожную сеть были интегрированы трассы Р-150 Белгород — Старобельск –Луганск — Донецк — Мариуполь и А-258 автомобильная дорога М-4 «Дон» — Кантемировка — Луганск, а также сменившие свои наименования автомобильные дороги Р-280 «Новороссия» Ростов-на-Дону — Мариуполь — Мелитополь — Симферополь и Р-260 Волгоград — Каменск-Шахтинский — Луганск. С каждым регионом были подписаны соглашения, которые позволят комплексно подойти к вопросу модернизации дорожной сети.

Главная цель: обеспечение транспортной доступности

Сейчас работа Росавтодора выстроена на основе упомянутого обновленного плана дорожной деятельности на 2024–2028 годы.

В приоритете — развитие и улучшение качества федеральных трасс, а также содействие субъектам РФ в развитии и обеспечении функционирования сети автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения.

Что касается строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог, в этом дорожно-строительном сезоне Росавтодор планирует ввести 385,3 километра. Кроме того, в планах — смонтировать 228 километров линий электроосвещения, а также отремонтировать 3 761 километр дорог. В настоящее время работы на более чем 1 000 километров из них уже завершены.

Большой фронт работ предусмотрен в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», который в 2024 году подходит к своему завершению. Всего к нормативу в этом году будут приведены порядка 5,4 тысячи объектов на региональных и местных автодорогах. Работы по обновлению улично-дорожной сети ведутся в 105 крупнейших городских агломерациях.

В этом году отремонтируют, в том числе капитально, свыше 3,5 тысячи километров улично-дорожной сети.

Обеспечение транспортной доступности, в том числе к социально значимым учреждениям, напрямую связано с повышением качества жизни населения. А это — главная цель национального проекта. Если на старте нацпроекта в 2019 году доля дорог городских агломераций в нормативном состоянии составляла 44%, то к концу 2023-го этот показатель превысил 82,2% при плановом значении 81%.

Безопасность за счет расширения магистралей

Федеральное дорожное агентство последовательно реализует программу по переводу автомобильных дорог федерального значения в четырехполосное и шестиполосное исполнение с разделением транспортных потоков. Эти меры позволяют повысить безопасность движения транспортных средств за счет увеличения пропускной способности и исключения лобовых столкновений.

В 2023 году в рамках реконструкции до четырех и шести полос движения расширили 135,7 километра, еще 226 километров — в рамках капремонта. В общей сложности до четырех и шести полос движения довели 361,7 километра. Для повышения уровня безопасности на участках установили барьерное и перильное ограждения, дорожные знаки, смонтировали дополнительные линии наружного электроосвещения и нанесли разметку, устроили переходно-скоростные полосы, обустроили съезды и примыкания.

Значительные мероприятия были реализованы в регионах Центральной России. Например, в Воронежской области на автодороге Р-298 Курск — Воронеж и в Ярославской — на трассе М-8 «Холмогоры». В Поволжье расширили южный въезд в Казань в составе трассы Р-239 Казань — Оренбург — Акбулак — граница с Республикой Казахстан. А в Чувашской Республике дорожники расширили с двух до четырех полос движения 5 километров федеральной трассы А-151 Цивильск — Ульяновск.

Обновление ряда участков в регионах Урала, Зауралья и Сибири позволило повысить транспортную доступность, а также увеличить пропускную способность одного из ключевых автодорожных маршрутов — «Россия».

В этом году масштабная работа по расширению федеральных трасс продолжается. Например, в Волгоградской области уже запущено движение по капитально отремонтированному и расширенному с двух до четырех полос участку км 652 — км 657 трассы Р-22 «Каспий» в Новониколаевском районе Волгоградской области. Пропускная способность дороги здесь увеличится с 11 до 18 тысяч автомобилей в сутки, а новая разворотная петля на 654-м километре обеспечит безопасный разворот автотранспорта в направлении Волгограда и Москвы.

Автомобильная дорога — услуга комплексная

Еще одним приоритетом работы ведомства остается развитие объектов дорожного сервиса (ОДС) в многофункциональные зоны (МФЗ) и синхронный ввод их с новыми современными трассами.

В настоящее время вдоль подведомственной сети автомобильных дорог размещено более 12 тысяч ОДС, в том числе в составе 101 комплексной МФЗ. В 2022 году Росавтодором утверждена генеральная схема развития площадок отдыха в МФЗ, предусматривающая размещение более 20 объектов до 2025 года и не менее 123 МФЗ — к 2030-му.

В настоящее время подведомственными ФКУ разработаны и подписаны дорожные карты по реализации МФЗ на федеральной дорожной сети. Кроме того, проводится актуализация генеральной схемы, добавляются перспективные локации. Сейчас активно выверяется каждая локация, в частности изучается обеспеченность земельными участками, близость инженерных коммуникаций, возможность инвесторов осуществлять строительство объектов с учетом требований по обеспечению безопасности дорожного движения.

В 2024 году между Росавтодором и всеми субъектами РФ подписаны дополнительные соглашения к меморандумам о сотрудничестве, которые предусматривают обязательства по организации ОДС на опорной сети автомобильных дорог.

«Умные» системы оптимизируют работу общественного транспорта

Важнейшим вопросом с точки зрения технологического обновления и масштабной модернизации всей отрасли является повсеместное внедрение интеллектуальных транспортных систем (ИТС). «Умные» системы внедряются в городских агломерациях с населением свыше 300 тысяч человек в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» с 2020 года.

Создание ИТС позволит оптимизировать движение общественного транспорта, благодаря чему увеличится средняя скорость движения автомобилей и пропускная способность городских магистралей, уменьшится количество заторов, повысится безопасность всех участников дорожного движения.

Сегодня мероприятия в данном направлении (обновление светофорных объектов, установка станций метеомониторинга, детекторов транспортного потока и камер видеонаблюдения) реализуются в 56 субъектах страны и 62 городских агломерациях в их составе. В прошлом году впервые в рамках нацпроекта ИТС начали внедрять в Республике Северная Осетия — Алания, Приморском крае, Смоленской и Курганской областях, а также в Севастополе. В 2024 году в целом на развитие ИТС предусмотрено финансирование в размере свыше 3,15 миллиарда рублей.

По материалам пресс-службы Росавтодора

Деятельность Федерального дорожного агентства осуществляется в рамках приоритетов, установленных Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года.


Реализация пятилетнего (2024–2028 годы) плана дорожного строительства, развитие сопутствующей инфраструктуры, объектов сервиса даст новый импульс развитию внутреннего туризма, сделает его комфортным и доступным для граждан.


Ключевая задача дорожников — привести к 2030 году в нормативное состояние 85% опорной сети автомобильных дорог

Участники спецпроекта

Организация: Росавтодор
Отрасль: Дорожное хозяйство
Дата: 2024-10-01 11:53:31
Номер журнала: 209
Спецпроект: 20 лет Росавтодору
 

Поделиться в соцсетях:

Поделиться на электронную почту:
       



Сетевое издание «ТСР (Тренды. События. Рынки)» (12+). www.tsrmedia.ru. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-86612 от 26 января 2024 г. Учредитель: ООО «Группа компаний «Парад событий» (ОГРН 1169658042070). Редакция: mail@tsrmedia.ru, +7 (343) 22-777-19

Подробная информация об издании

© ООО «Группа компаний «Парад событий»

365 ДНЕЙ 1750057
709395
31 ДЕНЬ 387182
138117
24 ЧАСА 7673
2862
Анализ сайта