Первый камень в основание Амурского судостроительного завода был заложен 12 июня 1933 года, что ознаменовало начало создание будущего судостроительного предприятия. Оно возводилось среди топей и болот амурской тайги усилиями людей, приехавших на стройку со всех уголков страны.
Своим появлением на карте Российской промышленности Амурский судостроительный завод, поднявшийся одновременно с городом Комсомольском-на-Амуре, обязан, прежде всего, вниманию государства к охране своих дальневосточных рубежей. От первого камня в основание строительства до промышленных цехов с современным и высокоточным оборудованием, от первого заложенного на стапеле заказа до серийного строительства военных кораблей и гражданских судов – славный путь, проделанный трижды орденоносным предприятием за 90 лет.
С 1 июля 1936 года Амурский судостроительный завод включен в число действующих предприятий судостроительной промышленности СССР. В 1937-м начали работать компрессорная и генераторная станции, пожарное депо, главный магазин комплектации судового оборудования, санитарно-хозяйственный водопровод, был заложен самый крупный корабль завода – крейсер проекта 26БИС получивший имя «Калинин».
В послевоенный период завод продолжил работу по дальнейшему строительству и освоению производственных мощностей, внедрению новых технологий постройки судов. Серьезной проверкой коллектива завода в эти годы стало выполнение правительственного задания по постройке дизель-электрических паромов для переправы через Амур.
Продолжая модернизацию производства, амурские корабелы постепенно превратили завод в многопрофильное предприятие, способное выпускать продукцию любого назначения. Из его цехов вышло более 200 гражданских судов, предназначенных для перевозки генеральных грузов и пассажиров. Десять из них – транспортно-ледокольных – многие годы плодотворно работали в условиях Арктики.
Инженеры завода стали обладателями 234 авторских свидетельств и 4 патентов на технические изобретения. Они завоевали 8 золотых, 55 серебряных и 180 бронзовых медалей ВДНХ СССР. Двенадцать заводчан стали лауреатами Сталинской, Ленинской и Государственной премий. Более 20 тысяч судостроителей удостоены правительственных наград. Десяти из них вручены золотые звезды Героев Социалистического Труда.
Сегодня Амурский судостроительный завод — одно из крупнейших предприятий судостроительного профиля в дальневосточном регионе России. Производственные мощности и техническое оснащение предприятия приспособлены для строительства кораблей и судов спусковой массой до 10 тысяч тонн, длиной до 150 метров и шириной до 20 метров.